Роль и место Конституционного Суда в государстве и обществе — комментарии участников встречи с Лукашенко

Конституция требует инициативы

В четверг, 18 июля, ­­Президент провел большую встречу с судьями Конституционного Суда. Разговор был серьезный и обстоятельный: обсуждены актуальные вопросы работы высшего органа конституционного контроля, обозначены его задачи и перспективы, названы самые насущные проблемы, высказаны требования. Так, подчеркнув возросшую роль Конституционного Суда и существенное расширение его полномочий, Александр ­­Лукашенко потребовал от этого органа большей инициативности, большей вовлеченности в общественные процессы. Инициатива нужна, в частности, для толкования Основного Закона, что является новой функцией Конституционного Суда. Также Глава государства обратил внимание судей на то, чтобы к еще одной важной новации — институту конституционных жалоб граждан — не было формального подхода.

По большому счету на встрече обсуждались роль и место Конституционного Суда в государстве и обществе. Отдельно была поднята тема масштабной ревизии законодательства, необходимость в которой давно назрела. Сегодня мы публикуем комментарии участников встречи с ­­Президентом, позволяющие глубже понять значимость состоявшегося разговора.


СКАЗАНО

— Сейчас важно проявлять инициативность, быть на острие событий, работать на опережение. Словом, общество должно видеть Конституционный Суд в деле. От вашей активности зависит действенность защиты конституционного правопорядка в нашей стране.

Александр ­­Лукашенко на встрече с судьями Конституционного Суда, 18 июля 2024 года.

Мы нацелены на общий результат

Об итогах встречи Главы государства с судьями Конституционного Суда — председатель Совета Республики Национального собрания Наталья Кочанова:


— Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, принятые на республиканском референдуме 2022 года, обусловили необходимость усовершенствования законодательных актов для развития и реализации конституционных положений.

В полной мере это относится и к конституционным нормам, регламентирующим взаимодействие Национального собрания Республики Беларусь и Конституционного Суда Республики Беларусь. Законодательный механизм такого взаимодействия установлен в принятых в новых редакциях Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З (в ред. от 17 июля 2023 г.) и Законе Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З «О конституционном судопроизводстве» (в ред. от 17 июля 2023 г.).

В настоящее время между Советом Республики и Конституционным Судом выстроено эффективное системное взаимодействие. Обеспечено постоянное представительство интересов верхней палаты Парламента в этом конституционном органе, все возникающие вопросы решаются оперативно в рабочем порядке. Мы нацелены на общий результат — в полной мере воплотить в жизнь принятые новации подлинно народной Конституции, вобравшей в себя многовековую мудрость, национальные традиции и колоссальный опыт нашего народа и призванной обеспечивать достижение стратегической цели построения сильной, независимой и процветающей Республики Беларусь.
Вместе с тем анализ поступивших в Совет Республики обращений с момента принятия обновленного Основного Закона показывает, что действенность и результативность осуществления полномочий Конституционного Суда по рассмотрению жалоб граждан на нарушения их конституционных прав и свобод во многом зависят от правовой грамотности населения. Зачастую люди не понимают самой сути института конституционной жалобы, отождествляя ее с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц.
Поэтому очень важно проводить информационно-просветительскую работу на предмет разъяснения полномочий Конституционного Суда, оснований и порядка инициирования конституционного судопроизводства.

Закон должен быть доступен

Заместитель Главы Администрации ­­Президента Ольга Чуприс подробно остановилась на теме масштабной ревизии законодательства, о которой шла речь на встрече с Главой государства:

Фото БЕЛТА

— ­­Президент сказал, что это очень важная тема, что в работе над этой ревизией должны поучаствовать все государственные органы без исключения, а также поддержал предложение привлечь к этой работе и граждан.

На Национальном правовом интернет-портале будет соответствующая рубрика. Ждем замечаний и предложений граждан о нашем законодательстве с тем, чтобы использовать этот опыт правоприменения на практике, в том числе и при осуществлении такой ревизии.
Вообще, как представляется, ревизия законодательства должна проводиться время от времени. Вот такая чистка, как в доме, где мы проводим генеральную уборку, так и в системе законодательства. ­­
Президент выстраивает очень правильную линию: изменение Конституции, принятие Концепции правовой политики, далее все законодательство выстраивается под Конституцию, принимаются все необходимые законы, указы ­­Президента. А сейчас мы перешли к такому уровню, как акты Правительства и ведомственные акты. И эта логика должна привести к тому, что в первую очередь, количество актов должно значительно сократиться. Второе, они должны быть более понятны, более доступны для людей и, соответственно, более просты в применении. Вот такие задачи поставлены ­­Президентом.

К примеру, по теме государственной поддержки при строительстве жилья принято несколько указов ­­Президента. Но обычному гражданину очень трудно понять, где эта поддержка, с помощью каких ресурсов, источников и средств она возможна, потому что в каждом акте по чуть-чуть обо всем, хотя все об одном и том же. Поэтому вот эти указы тоже должны быть объединены в один указ, и все должно быть прописано таким образом, чтобы мы читали и понимали, какой поддержкой и в каких случаях можно воспользоваться.

Фото из архива «СБ»

Приведу еще один интересный пример. Это нормативно-правовой акт, принятый Министерством образования, и касается он безопасности при осуществлении образовательного процесса. Казалось бы, акт о безопасности, там должно быть все четко и понятно прописано. Это акт, в котором почти 500 пунктов! Как можно говорить о системе образования и безопасности, если это даже прочитать невозможно!

Можно привести также ряд государственных программ, которые огромны по количеству страниц, содержат большущие формулы и какие-то заоблачные требования, реально невыполнимые. Поэтому ­­Президент на это тоже обращает внимание.

Новое средство правовой защиты

Заместитель Председателя Конституционного Суда Наталья Карпович подчеркнула, что после встречи ­­Президента с судьями КС это мероприятие станет этапным в развитии деятельности суда и придаст импульс работе по разъяснению положений о таком новом для страны институте защиты прав граждан, как конституционная жалоба:


— Граждане, подавая обращения в Конституционный Суд, зачастую рассчитывают на пересмотр или отмену решений судов других инстанций. А это невозможно. Конституционная жалоба предполагает, что человек должен указать на конкретный закон, который, по его мнению, нарушает права и противоречит Конституции, а также аргументировать свою точку зрения. Но конституционных жалоб не может быть много. 
В нашей стране новые законы еще на стадии их обсуждения и принятия в Парламенте проходят тщательный контроль, анализируются и проверяются на соответствие Основному Закону. И таким образом вырабатывается оптимальное правовое регулирование той или иной сферы. 
Поэтому увидеть какой-то штрих, который в чем-то нарушает права граждан, обосновать его и определить, что необходимо его устранение в интересах всего общества, — это, конечно, единичные случаи.

Если жалоба все же поступает и принимается Конституционным Судом к рассмотрению, то он может принять решение о неконституционности нормы в законе и ее исключении из правовой системы. Такой шаг обяжет законодателей внести соответствующие поправки, а суды — пересмотреть свои решения, принятые ранее в отношении человека, который подал жалобу. Тем самым он получает свою правовую защиту. В отношении других граждан решения судов также могут пересматриваться. То есть это защита прав не только конкретного гражданина. Конституционная жалоба имеет универсальное значение — утверждение в обществе принципа справедливости и защиты прав. Но суд может прийти также к выводу о конституционности той нормы, на которую жалуется гражданин. В большинстве случаев именно так и случается.

В такой ситуации видится позитивный эффект для общества. Это укрепит в обществе понимание необходимости соблюдения норм закона, будет способствовать стабильности нашей правовой системы.

Роль принципов и норм

Судья Конституционного Суда Сергей Чигринов, участвовавший во встрече с ­­Президентом, обратил внимание на то, что состоявшееся мероприятие — знаковое событие для развития конституционализма в нашей стране. Оно свидетельствует о неуклонном повышении роли конституционных принципов и норм в жизни общества и государства.

Фото из архива «СБ»

— Глава государства отметил, что проведенная масштабная работа над новой редакцией Основного Закона, вклад в которую внесли и судьи Конституционного Суда, решала следующие задачи: упрочение суверенитета и независимости Беларуси, закрепление соответствующей требованиям времени системы органов государственной власти и присущих нашему народу традиционных ценностей. Необходимо также подчеркнуть и то, что конституционная реформа 2022 года была направлена и на развитие представительной демократии. В нашей стране был учрежден высший представительный орган народовластия — Всебелорусское народное собрание, которое призвано определять стратегические направления развития общества и государства, обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. Последующие события в стране и мире подтвердили своевременность принятых конституционных изменений. Поэтому все заложенные в Конституции принципы и нормы должны работать на практике.

Отмечу, что в результате преобразований возросла роль Конституционного Суда в вопросах защиты конституционного строя, прав и свобод личности. Поэтому суду действительно необходимо занимать лидерскую позицию в вопросах реализации положений Основного Закона, чему способствует ряд новых важных полномочий органа конституционного контроля.
Конечно, судьи не должны забывать о том, что они — часть государства и аппарата управления. Мы должны быть как никогда едины для того, чтобы выстоять и сохранить свое государство. 
Реализация принципов и норм Конституции — задача всех государственных органов. Также сегодня есть необходимость максимально использовать опыт и знания судей в образовательной сфере. Особое внимание стоит обратить на работу с молодежью, с работниками госорганов, а также в трудовых коллективах.

Судьи и сотрудники Конституционного Суда с воодушевлением восприняли поставленные перед государственными органами задачи по воплощению положений Конституции в жизнь и приложат все усилия, чтобы обеспечить незыблемость конституционного строя, прямое действие конституционных норм, должную защиту конституционных прав и свобод граждан.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter