Узнали, как семья из Воложинского района спасает столетние яблони и разводит редкую породу лошадей

Кони в яблоках

Превращая заброшенный столетний сад в райские кущи, семья Остроух полгода жила в палатке, но это того стоило

Около девяти лет назад Андрей и Аксана Остроух выбрали необычайно красивый уголок в деревне Лютино Воложинского района для развития фермерства. Хотя назвать их владения уголком будет не совсем правильно. Половину из 60 гектаров занимает яблоневый сад со столетней историей. И если бы не эти люди, то он остался бы только в воспоминаниях местных старожилов. Как семья в глубинке нашла свое место силы и превратила заброшенные земли в «Райский сад»? 


Главные атрибуты роскоши в нем — вековые яблони и табун вольнолюбивых лошадок. На въезде нас встречают хозяева.

— Вам повезло, сейчас у нас золотой час! — радостно приветствует Аксана.

Действительно, настоящее чудо — вокруг природа красиво переливается в лучах заходящего солнца. Поместье со всех сторон окружено зеленью, среди которой тут же забываешь о всех делах, планах и заботах.

Супруги приглашают войти в дом, где на столе ждут фирменные ароматные оладушки Аксаны с иван-чаем, который семья выращивает на своем участке. 

Из разговора выясняем, что Аксана родом из Бреста, а Андрей из Гомеля, но судьба их свела в Геленджике, где они оказались в составе одной туристической группы. И после отдыха продолжили общение. Однако главным талисманом, связавшим их судьбы, они считают именно старинный сад.

Около десяти лет назад Аксана возвращалась домой от знакомых, случайно увидела его и долго не могла налюбоваться. Выяснила, что насаждения относятся к мичуринским садам, которые когда-то были закреплены за местным колхозом, но давно свое отслужили и были списаны. По словам сельчан, панский сад на этом же месте был и до революции, поэтому многие деревья здесь — самые настоящие долгожители.

— Только мне они сразу тогда напомнили заброшенное дитя и долго не отпускали, — продолжает рассказ Аксана. — Постоянно думала: как же хочу привести все в порядок, ухаживать за этим местом и жить здесь. 


Аксана продолжала интересоваться историей сада и узнала: хозяйство планирует выкорчевать эту территорию. Она поняла, что должна спасти сад и поделилась своими мыслями и тревогами с Андреем. На тот момент они были просто друзьями. Рукастый парень предложил подруге заняться фермерством, взяв в аренду эти земли. 

Обычно такие яблони уже не плодоносят, а на ферме «Райский сад» каждые два года стабильно собирают урожай. Это, конечно, удивительная история. Когда супруги только приехали, на участке ничего не было — ни газа, ни света, ни воды. Знаниями о садоводстве они тоже не обладали: раньше Аксана занималась продажей натуральных специй в Бресте, а ее избранник — строительством в Гомеле. 

— Было только ощущение дома. Вопросы, как будем дальше жить и обустраиваться, отпали сами собой, мы сразу почувствовали, что это наше место и все теперь будет хорошо. Поставили палатку и начали осваиваться, так и жили в ней первые полгода до наступления зимы и начала холодов, — вспоминают Остроухи. 

Большого капитала у пары не было, поэтому навстречу мечте двигались медленно. Чуть позже сделали первую бытовочку. Родной очаг возводили своими силами, иногда приезжали помогать друзья, знакомые и волонтеры. Так построили небольшой дом с террасой, чтобы можно было гостей принимать. 
— Трудности нас не пугали, только еще больше сплотили. За годы жизни я поняла, что земля — это живая энергия, она чувствует человека и помогает ему, — поделилась Аксана. 
Вспомнили супруги засушливое лето, когда приходилось ездить по селам, чтобы отыскать источник воды. Спасение подсказала бабушка Станислава, сообщив про родник, о котором мало кто знал. Первыми гостями в усадьбе были дикие животные. На участок приходили кабаны, лоси, олени и даже волки. А потом решили завести свою живность, выкупив у одного из хозяйств Лунинецкого района лошадей редкой полесской породы. С тех пор как в «Райском саду» обосновались лошадки, диких гостей стало намного меньше. 

Выходим из усадьбы и прогуливаемся вдоль столетних яблонь. 

— Овес-овес-овес! — кричит Аксана. — Сейчас должны прибежать.

Между деревьями летит эхо от копыт. Ожидание вызывает небольшое волнение. Звук усиливается, начинает дрожать земля. И вот лошади уже здесь: девять кобыл и десять жеребцов. Расходятся вдоль ограждения, обращают внимание на нас, гостей, но спешат поздороваться с Аксаной. Она ласково гладит их, отпуская каждому комплименты. Женщина знает имена всех подопечных скакунов и с легкостью их различает. Поясняет, что они относятся к древней аборигенной породе. Впереди всех Шаман — самый главный в табуне, хозяева в шутку называют его «гаремщик». Эти лошади неприхотливы и хорошо адаптированы к разным условиям окружающей среды. Конеферма, призналась Аксана, была ее давней мечтой. Лошадки в усадьбе резвятся на свободном выпасе, 60 гектаров им для этого вполне хватает. Зимой питаются сеном и овсом, которые им заготавливают хозяева, а еще им привозят угощения многочисленные гости усадьбы. Сад дает кров и пищу лошадям, а они ему возможность быть здоровым и живым. 

За садом фермеры ухаживают своими силами. Аксана отвечает за сбор яблок и приготовление из них различных лакомств — оладушек, блинов, пирогов, пюре и сока. Семья радушно угощает ими посетителей во время гостевых дней, которые проходят каждую субботу и воскресенье.

Люди приезжают в усадьбу с удовольствием, прогуливаются с лошадками, гладят их и обнимаются с ними, а также устраивают фотосессии. В день к семье Остроух может приезжать 100—150 человек. 


Девушки, собравшиеся под венец, любят в усадьбе устраивать девичники, а в будущем супруги мечтают проводить и свадьбы, ведь яблоня — это дерево любви и счастливой женской доли. Именно она благословляет семьи на любовь. А еще в саду для посетителей проходит дендротерапия — издавна известное направление народной медицины, использующее целебную энергию деревьев. Фиксированной таксы на посещение усадьбы нет, каждый волен расплатиться так, как считает нужным.

— Беларусь — одна из самых красивых стран с удивительной природой. Поэтому, когда к нам приезжают гости, я всегда стараюсь рассказать и показать, как здорово и прекрасно в деревне. Конечно, жить в сельской местности не легче, чем в городе, но когда ты трудишься здесь, то ощущаешь гораздо больше радости, — рассказывают садоводы. — Поработав около яблони день, а то и два, понимаешь, что устал, но эта усталость дает одновременно столько уверенности, покоя и гармонии, которые ни на что не променяешь. И нет лучшего места для семьи, где с рождения дети впитывают любовь к земле, традициям. 

У пары, кстати, растут два замечательных сына — семилетний Иван и шестилетний Игнат. Мальчиков совсем не интересуют мультики или компьютерные игры, почти все свободное время ребята проводят на природе. В этом году они пошли в первый класс Першайской средней школы. Она небольшая, находится в соседнем агрогородке. Каждое утро за детьми приезжает автобус. В классе Ивана и Игната, например, всего семь учащихся. Однако, по словам их родителей, в этом одни плюсы: педагоги много времени могут уделить каждому ребенку. 

Перед нашим отъездом Аксана посоветовала попросить у яблонь любви. Идти к ним нужно интуитивно, чтобы найти свою исполнительницу желания — природа сама проложит к ней тропу.

— Когда люди, уезжая от нас, говорят: «Я тоже так хочу — свой райский сад», мы понимаем, что делаем все правильно, помогая кому-то найти путь к мечте, — заключили Аксана и Андрей. 

kvachenok@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter