Заместитель Председателя Верховного Суда Сергей Кондратьев рассказал о важных изменениях уголовно-процессуального законодательства и объяснил, почему они необходимы именно сейчас.
В стране поэтапно происходит судебно-правовая реформа. На прошлой неделе Президент подписал Закон «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь». Какие новации в нем закреплены? Заместитель Председателя Верховного Суда Сергей Кондратьев выделил три ключевые линии, отвечая на вопросы журналистов. Полный текст комментария приведен на интернет-портале судов общей юрисдикции Республики Беларусь.
– Первая посвящена завершению реформирования апелляционного производства по проверке всех не вступивших в законную силу судебных решений. Это означает предоставление возможности обжалования в апелляционном порядке и приговоров, которые выносятся Верховным Судом, действующим в качестве суда первой инстанции, – пояснил Сергей Кондратьев. – Ранее согласно нормам уголовно-процессуального законодательства приговоры, постановленные Верховным Судом, вступали в законную силу после их провозглашения и дальнейшему обжалованию в апелляционном порядке не подлежали. На сегодняшний день возможность обжалования в апелляционном порядке приговоров Верховного Суда полностью соответствует статье 115 Конституции Республики Беларусь, которая не содержит никаких ограничений в праве на судебное обжалование.
Вторая часть Закона посвящена совершенствованию иных стадий уголовного правосудия.
– То есть проверке уже вступивших в законную силу приговоров. Кроме уже существующей стадии апелляционного пересмотра судебных решений, вводится дополнительный новый институт проверки – кассационное производство. При этом надзорное производство является завершающей стадией проверки законности и справедливости судебных решений, которая относится исключительно к компетенции Верховного Суда, – подчеркнул заместитель Председателя Верховного Суда.
Такое разделение функций позволит обеспечить баланс в полномочиях судебных инстанций и установить такой порядок обжалования судебных решений, который будет прозрачным, понятным не только специалистам, но и обычным гражданам.
– Третья часть Закона посвящена введению института специального производства в отношении граждан, совершивших преступления и находящихся за пределами Республики Беларусь, – сообщил Сергей Кондратьев. – Уголовно-процессуальный кодекс дополнен отдельной главой «Специальное производство», которая закрепляет заочный порядок проведения предварительного расследования и судебного разбирательства при отсутствии обвиняемого по уголовным делам о преступлениях против мира и безопасности человечества, против государства, военных преступлениях.
Что это значит? Законодатель предоставил органам уголовного преследования возможность возбуждать уголовные дела, а судам – рассматривать и привлекать к уголовной ответственности лиц, которые находятся на территории иностранного государства и уклоняются от явки в суд, а иностранное государство, в котором гражданин находится, отказывает в выдаче обвиняемого, либо в течение шести месяцев с момента направления Генеральной прокуратурой органу иностранного государства просьбы о выдаче такого лица для осуществления уголовного преследования не получено его согласие.
По мнению Сергея Кондратьева, суть принятых нововведений состоит в том, чтобы обеспечить неотвратимость уголовной ответственности.
– Возможность осуществления специального производства предусматривается по 34 составам уголовных преступлений, влекущих угрозу национальной безопасности и относящихся преимущественно к категории тяжких и особо тяжких преступлений, – заключил заместитель Председателя Верховного Суда.
Говоря о порядке специального производства, Сергей Кондратьев отметил, что он определяется общими правилами Уголовно-процессуального кодекса и может проводиться при соблюдении одновременно нескольких условий:
– Во-первых, обвиняемый должен быть гражданином нашей страны и быть совершеннолетним. Во-вторых, мы должны направить ему уведомления через сайты органов, которые осуществляют уголовное преследование, о том, что в отношении его начат процесс. Предложить явиться в суд и уведомить о принятом решении, если дело рассматривалось без него. У обвиняемого будет защитник, обязательное его участие предусмотрено данным законом. Также обвиняемый имеет право обжаловать принятое по делу судебное решение. Если процесс начат в заочном порядке, а в последующем лицо добровольно явилось либо было задержано до постановления приговора, то производство по делу начинает течь в обычном порядке, уже с участием этого лица.
На обвиняемых, в отношении которых судебное разбирательство проводится в порядке специального производства, могут быть наложены имущественные взыскания, связанные с возмещением вреда, причиненного преступлением, в том числе путем применения специальной конфискации.
– Все перечисленное будет способствовать возмещению виновными лицами вреда, что в свою очередь окажет существенное профилактическое воздействие и на иных граждан, – считает Сергей Кондратьев. – В целом, внесение изменений в уголовно-процессуальный закон обусловлено необходимостью реагирования на современные вызовы и угрозы национальной безопасности, защитой государственных и общественных интересов, а также реализацией принципа неотвратимости уголовной ответственности.