Фото из архива «СБ»
Среди инвентаря есть даже серп. Женский, как правило, инструмент. Простой, удобный, великолепно сыгравший свою историческую миссию в развитии сельского хозяйства. Как экспонат, как железный свидетель тому, что хлеб всему голова. Он напоминает мне о том, как убирали рожь мои бабушки и мама, как безропотно и гордо они вместе с другими женщинами шли пешком в поле и радовались каждой сжатой сотке, каждому колоску, каждому снопу. А мы, детишки, оставались дома одни, играли самостоятельно и не просили есть, как бы понимая родителей: да, они выполняют самую ценную, самую нужную работу на земле. Как радовались мы, когда поздно вечером, уставшие они приходили домой.
А я сегодня, храня память о каждом том прожитом мгновении, тоже радуюсь. Каждому солнечному дню, каждой тонне, каждой сотне тысяч и миллиону тонн собранного в стране зерна. Не по душе становится, когда в такую пору капли дождя ударяют по созревшим на полях колосьям хлеба. Кажется, это удар в спину, внезапная подсечка, чтобы свалить тебя с ног. Слава Всевышнему, что в эти дни все складывается благополучно, несмотря на жару в мае — июне. Ведь всем пришлось поволноваться. На полях развернулась настоящая битва за хлеб. Чудеса трудового героизма и мужества, поистине государственного отношения к делу, беспредельного понимания сложившейся обстановки проявляют тысячи белорусов. В том числе и мои глубокоуважаемые земляки из Клецкого района.
Поверьте, не смог в эти дни только копаться в огороде или отдыхать в тиши старого сада. Вокруг деревни колхозное поле. В двадцати метрах от дома уже убран рапс.
Услышав знакомый с детства шум комбайнов, раненько, как когда-то родители и все односельчане, проснулся, а на душе легко, тепло и светло. В считанные минуты на отцовском велосипеде уже был на колхозном поле. Рокот пяти комбайнов перекликался между собой. Жарко, свыше тридцати, но повсюду кипела напряженная работа. Никто не обращал внимания на зной. Ведь одно дело, когда сидишь и смотришь новости уборочной страды по телевизору, и совсем другое, когда стоишь в поле и видишь завораживающее зрелище. Масштабно, величественно, волнующе! Нет слов! Мысли, они появляются одна за другой, сердце переполняется эмоциями. И так хотелось подойти и остановить хотя бы один комбайн, чтобы обнять комбайнера и пожать ему крепко руку. Сказать спасибо, выразить слова искренней благодарности за его безотказный, бескорыстный и доблестный труд ради жизни на земле.
В экономической науке десятки определений понятию труд, как одному из факторов производства. Но труд комбайнера трактовал бы как особый, не имеющий временных рамок и зависящий от погодных условий. Кроме краткого ночного отдыха, перерыва для приема пищи днем и технического обслуживания мощного агрегата остальное время комбайнер работает. Его организм, его сердце и душа настроены на результат. Такому полезному всем труду посвящают себя преданные Родине люди, готовые к самопожертвованию, любящие свои семьи, своих близких, белорусский народ и свою страну.
Разве это не патриотизм! Патриотизм высшей степени, высшей пробы, белорусский, подлинный, первоклассный и судьбоносный во имя любимой Беларуси.
На колхозном поле встречаю бригадира полеводческой бригады Валентина Михайловича Кирейчика. В своем родном ОАО «Грицевичи» он на уборке с 1987 года. И каждая из них особенная, и он помнит все, как молитву. Мы росли по-соседски. Как и все дети ходили в одну и ту же восьмилетнюю школу. Но каждый выбрал свой путь, он остался в деревне. Один из многих ребят. До армии окончил Марьиногорский сельскохозяйственный техникум. После печанской учебки служил первоклассным механиком-водителем боевой машины пехоты (БМП-1) в одной из воинских частей в Бресте. На поле мы говорили об уборке. Да, мой друг детства малость был расстроен тем, что собранного урожая немного меньше, чем в прошлом году. Но одновременно он был уверен в себе, своих коллегах по хозяйству, всех хлеборобах страны — будет достойный результат, хлеба хватит всем! Как известно, сельчане не надеются на других, не жалуются и не уповают на трудности. Вот что сказал мне земляк прямо в поле:
— Каждая уборка зерновых имеет свои особенности. В памяти каждая из них. В этом году она непростая. Из-за погодных условий. Но были годы и хуже. Мы не унываем, а работаем. Убрано более 60 процентов площадей зерновых на площадях, за которые я несу ответственность, а всего в хозяйстве их более 80 процентов. В ходе уборки мы обеспечены всем необходимым для бесперебойной работы. И с детства знаем цену хлеба. Все трудятся без каких-то дополнительных указаний. Для меня главными в этом государственном деле являются люди. Не могу не назвать тех, кто каждый день, каждую минуту, каждую секунду готов отдать себя полностью этому благородному делу. Это комбайнеры Александр Прищепа, Алексей Голушко, Анатолий Лисок, Геннадий Авдей, Сергей Ленковец, Андрей Бартошевич. Хвала их рукам, которые пахнут хлебом!
Много написано и сказано о хлебе, много о нем сложено песен и стихов. И когда слышишь мелодию и смотришь фильм о сельчанах, всегда вспоминаешь тех, кто кует продовольственную безопасность страны. О ней сейчас говорится каждый день, и достигается она не просто так. В сложных международных условиях, в условиях санкционного давления на нашу небольшую страну нам надо выстоять. Возвращался с хлебного поля в родительский дом и думал: мы сможем это сделать и выдержим все. Достойно. Своевременно. Без шума и ропота. Надежно. Верно. Смело. Решительно.
В то время, когда комбайны убирали хлеб, высоко в небе пронеслись два сверхзвуковых истребителя. Самолеты выполняли плановую учебно-боевую задачу, уверенно крепя военную безопасность страны. Она у нас была, есть и будет. В поле и в небе, везде, где требует нынешняя обстановка, мы едины и этим безгранично сильны.
Леонид ПРИЩЕПА, полковник в отставке, кандидат экономических наук, доцент.