Горячее сердце и холодная голова
Николай Афанасьевич был уникальной личностью. Он проделал огромную разведывательно-диверсионную работу на Гомельщине в самый огненный военный период — с 1941 по 1943 год. За голову Михайлашева во время мастерских диверсий на Вилейщине и Минщине в 1944-м немцы давали 100 тысяч рублей. Масштабы борьбы «Бури» с нацистами во время Великой Отечественной впечатляют.Передо мной характеристика Николая Афанасьевича от 17.09.1944 года. Аккуратным почерком выписаны основные достижения руководителя спецгруппы «Буря»:
«Пущено под откос 43 вражеских эшелона с живой силой и техникой, при взрыве было разбито 43 паровоза, 628 вагонов и платформ, разрушено 5 тысяч метров железнодорожных путей, при крушениях убито и ранено 5300 солдат и офицеров противника. Выявлено 66 немецких агентов и 417 изменников Родине».
За этими цифрами стоит фигура человека с горячим сердцем и холодной головой согласно кодексу чекиста. Военные историки признают, что ни одна из подпольных групп времен Великой Отечественной не смогла превзойти «Бурю» по результативности. За боевые заслуги знаменитый партизан-разведчик Михайлашев получил звание Героя Советского Союза, медаль «Золотая звезда», ордены Ленина и Красного Знамени, медали «Партизану Отечественной войны» I и II степени.
Дан приказ: ему — на запад
Судьба забросила молодого Николая Михайлашева, уроженца Краснодарского края, на белорусскую землю не случайно. Твердый характер парня был сформирован в суровом детстве. Отец и трое братьев погибли в боях с белогвардейцами, а мать, овдовев, с тремя детьми на руках устроилась сторожем в детский дом, а потом — в школу. Николай был ее единственным помощником. В 14 лет ему пришлось распрощаться с родной Кубанью, переехать в Грозный, где жил его дядя. Паренек после окончания семилетки пошел работать на консервный завод грузчиком, а вечерами усердно учился, писал заметки для заводской многотиражки «За высокое качество». Парнишку за скрупулезность даже назначили ответсеком редакции газеты. Но он рвался в армию — явился в военкомат в первый день призыва. Его направили в Ростов на учебу в органы госбезопасности, а потом досрочно откомандировали оперуполномоченным райотделов НКВД в Пинскую область. Западная часть Беларуси рассматривалась гитлеровцами как главный коридор для наступления на Москву, поэтому здесь начиная с 1939 года уже присутствовала немецкая резидентура. Работы у чекиста по выявлению нацистских агентов было много.В логове немецкой контрразведки
В июне 1941 года Михайлашеву был предоставлен краткосрочный отпуск, он поехал на родную Кубань. Возвращался через Москву на поезде Москва — Минск. Узнав от проводника о начале войны, поехал в могилевский штаб НКВД. Направление было серьезным вызовом для молодого Николая — в тыл врага для осуществления диверсионной работы.Кстати, группе Михайлашева в первые смутные дни войны не досталось даже рации. С июля 1941 года он стал разведчиком Чечерского партизанского отряда. Но долго повоевать здесь не пришлось: Николаю Афанасьевичу с партизанским отрядом «Вперед» удалось выйти из немецкой лесной блокады. Блистательных операций на счету Михайлашева не счесть. Однажды разведчик с группой из 6 человек отправился в поход от лесов под Хотимском к добрушским лесам и обратно. Результатом стало уничтожение двух немецких эшелонов на железной дороге, тогда было убито и ранено 200 немецких солдат и офицеров.
По приказу «большой земли» его направили заниматься разведывательной деятельностью под оккупированный Добруш. Фактически это была инициативная группа, десантировавшаяся в район Клетня Брянской области для организации нового спецформирования с минами замедленного действия и приборами для бесшумной стрельбы. Основное внимание подпольщики уделяли ведению разведки и боевым действиям на немецких коммуникациях.
Им удалось попасть в самое логово немецкой контрразведки. Партизаны работали в паспортном столе добрушской полиции, сообщали пароли, выписывали пропуска, благодаря которым разведчики могли ходить в оккупированные Гомель и Добруш. Михайлашев располагал объемными агентурными сводками о планах немцев. В результате работы был распропагандирован личный состав 7 отрядов полиции 221-й охранной дивизии в Гомеле. Немало бывших «охранников» с оружием перешло на сторону партизан. Успешно справлялись народные мстители и с диверсионными задачами — подрывами складов боеприпасов, автомашин, танков, телефонных станций, нефтебаз противника. Вместе с разведчиками они успешно подрывали важные участки железнодорожных направлений из Гомеля. В августе 1943 года они сражались за удержание партизанской зоны и выход из окружения во время операций карателей. Осенью того же года партизаны вместе с частями Красной Армии освободили Добрушский район от оккупантов. Вскоре бригада в составе партизанских отрядов имени Молотова и Буденного (771 человек) соединилась с Красной Армией.
КУБАНСКИЙ в тылу врага
Тогда Михайлашева назначили старшим оперуполномоченным Гомельского областного управления НКГБ, где он занимался розыском и разоблачением преступников. Но чекист рвался во вражеский тыл. Подготовка к операции «Багратион» шла в это время полным ходом. 27-летнему чекисту было поручено возглавить диверсионно-разведывательную группу «Буря». В ночь на 17 апреля 1944 года 8 диверсантов в серых комбинезонах на парашютах приземлились в районе хутора Гать под Нарочью. Партизанским псевдонимом Михайлашева стала кличка Кубанский.Смелая группа за рекордно короткий срок приросла отрядом из трех десятков человек. Многочисленные диверсии «Бури» на железной дороге быстро сковали оккупантов. Захватчики были в ярости от понесенного ущерба и посулили щедрое вознаграждение за поимку Михайлашева и его коллег.
Всего за пару месяцев боевая группа из 34 человек потеряла лишь одного бойца — Тимофея Левченко, павшего от немецкой пули на хуторе Нароты. Гибель одного разведчика обошлась врагу дорого: 43 эшелона и один бронепоезд были пущены под откос. 15 июля 1944 года «Буря» присоединилась к красноармейцам.
Суров с виду, отзывчив внутри
С 1945 года Николай Михайлашев служил в органах госбезопасности БССР.Зять Героя Советского Союза Анатолий Гришанович знал своего выдающегося тестя целых полвека, с 1968 по 2008 год:
— Николай Михайлашев в 1971 году издал книгу мемуаров «Буря гнева», написал много очерков-воспоминаний. При видимой внешней суровости по жизни он был очень простым, скромным и отзывчивым человеком, хорошим семьянином — отцом двух дочерей. Никогда не хвалился своими орденами, высокой должностью. (Николай Михайлашев проработал в органах КГБ до 1975 года и был почетным сотрудником госбезопасности, полковником. — Прим. авт.). Он по-отечески помогал детям погибших товарищей.
Николай Афанасьевич, как ушел на пенсию, жил то в столице, то на даче в Ждановичах, где с присущей ему основательностью занимался садоводством. Именитые соседи — писатель Василий Быков, секретарь ЦК КПБ Александр Кузьмин и другие — приходили к нему за советом (хоть некоторые и были на разных идейных полюсах). Помню, он говорил в день своего 90-летнего юбилея, что не ожидал от себя долголетия, ведь детство было непростым, молодость — боевой, работа в силовом ведомстве — насыщенной.
Бесстрашный партизан Кубанский был похоронен на Московском кладбище в 2008 году. В его честь названа улица в поселке Копище Минского района, ежегодно проводится межведомственный шахматный турнир сотрудников и ветеранов силовых структур. Он являлся почетным гражданином Сморгони и поселка Корма.
shimuk@sb.by