Команда молодости нашей. 90 лет со дня рождения Игоря Кваши

Команда молодости нашей


Его знали прежде всего как киноактера и телеведущего, однако делом своей жизни Игорь Кваша считал театр — если конкретнее, то «Современник», у истоков которого стоял вместе с другими известными артистами. Квашу любили искренне и относились с уважением, видя в нем чуткого интеллигента: он и впрямь был из семьи медиков, однако послевоенное детство и юность чуть не увели его по кривой дорожке, обычно заканчивающейся в местах не столь отдаленных. От криминальной карьеры — и актер этого не скрывал — его спасло увлечение сценой. Одно и на всю жизнь.

Он родился в феврале 1933 года в Москве в семье доктора медицинских наук заведующего кафедрой МХТИ им. Менделеева Владимира Кваши. Мать Дора Захаровна была педагогом‑дефектологом и сурдологом. В 1941‑м глава семьи ушел на фронт: у него была бронь от института, и он четырежды от нее отказывался, настойчиво являясь в военкомат как доброволец. В сентябре Дора Захаровна с маленьким Игорем отправилась в эвакуацию в промышленный Ленинск‑Кузнецкий, в район Кузбасса. Игорь оттуда попытался сбежать на фронт с несколькими друзьями — все они мечтали быть «сынами полка» и воевать с фашистами: «Мы с друзьями даже добрались до вокзала, присмотрели себе эшелон, направлявшийся в западном направлении, и тут нас поймали». Отца с войны он так и не дождался — в 1943‑м пришло письмо: пропал без вести.

Когда враг был отброшен от Москвы, Дора Кваша с сыном вернулись в свою столичную квартирку недалеко от Арбата. Это сейчас Арбат — место модное и дорогое, а в военные и послевоенные годы оно было пристанищем беспризорников и малолетней шпаны. Чтобы отвлечь сына от дружбы и драк с полукриминальными компаниями, мама попыталась увлечь его театром — так он сперва начал с успехом декламировать стихи на школьных мероприятиях, а затем попал в студию Дома пионеров на улице Стопани, откуда вышли многие известные актеры, в том числе Ролан Быков. Театр настолько увлек юного актера, что Игорь забросил не только компанию беспризорников и юных бандитов, но и школьные дела — скатиться в абсолютные, безнадежные двоечники не позволили отличная память и ловкость в обращении со шпаргалками.



К старшим классам он уже определился: хочет в Школу‑студию МХАТ! Один из педагогов заметил Квашу и пару его друзей в спектакле самодеятельности и без обиняков велел подавать документы только к ним. Чтобы прийти на экзамены, Игорь одолжил костюм у соседа: своего не было — жили они на мизерную зарплату матери. 
В те годы в Школе‑студии МХАТ собралась целая плеяда будущих великих: Владимир Высоцкий, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Олег Табаков, поэт Леонид Губанов, Евгений Урбанский… 
В 1955‑м Игорь окончил учебу и поступил во МХАТ, где его «феей‑крестной» стал Олег Ефремов. После успешной ­премьеры спектакля «Вечно живые» мхатовская молодежь объединилась в Студию молодых актеров — и с подачи Ефремова загорелась мыслью о создании собственного театра. Так и родился некоторое время спустя московский театр «Современник», которому Игорь Кваша отдал всю свою жизнь, до последних дней.



Считается, что Квашу не снимали в кино, потому что он был в опале из‑за дружбы с писателем Василием Аксеновым. Однако если почитать воспоминания артиста, то кинематографу в них отведена одна‑единственная глава — все прочее будет про «Современник»: здесь он выходил на сцену как актер, здесь он был режиссером собственных успешных постановок. Кино Кваша много лет не очень любил и не понимал, и тем не менее остался в памяти как блестящий киноактер. Пик его кинокарь­еры приходится на 1970‑е — время, когда он сыграл атамана Лагутина в «Достоянии республики» с Андреем Мироновым, потом с ним же — грозного и комического офицера Тавернье в «Соломенной шляпке», но искреннюю любовь зрителей ему принесла роль бургомистра в блестящем фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Роль изначально была маленькой, проходной и эпизодической, но Кваше так понравился этот образ, что вместе с драматургом Григорием Гориным они фактически написали его заново. 
«Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что‑то героическое в этом есть», — сколько раз прочувствованную фразу героя Кваши произносили и еще произнесут офисные сотрудники!
­Пастор в «Человеке с бульвара Капуцинов» (последнее сотрудничество с Мироновым), жрец Солнца в приключенческом сериале «Сердца трех», доктор Стравинский в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары… В общей сложности в кинобиографии Кваши наберется около 80 ролей, последняя — в документальной драме, где он сыграл писателя Илью Эренбурга. Кроме того, Кваша с энтузиазмом работал на радио: будучи ценителем литературы, с 1970‑х вел поэтические передачи, ему мы обязаны радиозаписями романов «Планета людей» Сент‑Экзюпери, «Белая гвардия» Булгакова, «Доктор Живаго» Пастернака...


А еще более 10 лет Игорь Кваша отдал передаче «Жди меня», по которой его в лицо узнавала вся Россия и страны постсоветского пространства. Почему согласился вести? Потому что сам долгие годы переживал и мучился, ничего не зная о судьбе пропавшего без вести отца. Единственным условием Кваши было — записывать дубли в ситуациях, когда он не может сдержать слез. А случалось это нередко. Все истории героев программы артист пропускал через сердце, неоднократно порывался уйти, не выдерживая такого эмоционального напряжения, — и всегда оставался.

Программа подарила ему тысячи удивительных историй: «Были такие, что выдумать невозможно. Много и невероятных, — вспоминал Кваша. — Например, как‑то Махмуд Эсамбаев попросил его отвезти в резервацию индейцев в Канаде. Было интересно, ведь он знал танцы всего мира. И вдруг вождь обратился к нему на русском языке. Оказалось, что он летчик, Герой Советского Союза Иван Иванович Даценко, был сбит, попал в плен. По одной из версий — смог удрать из плена, по другой — его освободили американцы, но возвращаться в Союз не захотел, женился в Канаде на дочери вождя племени, а когда тот умер, получил власть. Мы начали проверять: отправили его нынешние фото и снимки из дела летчика Даценко ребятам, которые занимались идентификацией останков царской семьи. Те подтвердили: он».



Кваша искренне радовался за тех, кто благодаря «Жди меня» смог разыскать своих близких. Правда, самому ему не повезло: он до последнего надеялся, что на телевидение обратится кто‑нибудь из боевых товарищей отца — хоть кто‑то, кто сможет пролить свет на его судьбу. Но не дождался.

Уже после смерти актера стало известно: его мать после войны выяснила, что Владимир Кваша попал в плен и был расстрелян фашистами. Однако сыну Дора Захаровна об этом так и не рассказала — не хотела лишать его надежды, неся свое горе в одиночку.


Последние годы жизни Игорь Кваша страдал хронической обструктивной болезнью легких — тяжелым недугом, который человечество пока так и не научилось лечить. Усугубляло ситуацию и постоянное курение. Однако, как и Александр Абдулов, бороться с вредной привычкой Кваша не захотел. Он выкуривал бесчисленное количество сигарет, а потом за один спектакль в театре расходовал четыре ингалятора. И все же единственное, чем актер огорчался в реанимации, было: не посмотрел матч «Спартака». Ведь он, как и его товарищ Александр Ширвиндт, был страстным болельщиком этой команды всю жизнь…

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter