![](/upload/iblock/1df/lug32ye706j2h75aq9wmt9jcdli9xc2x.jpg)
Его знали прежде всего как киноактера и телеведущего, однако делом своей жизни Игорь Кваша считал театр — если конкретнее, то «Современник», у истоков которого стоял вместе с другими известными артистами. Квашу любили искренне и относились с уважением, видя в нем чуткого интеллигента: он и впрямь был из семьи медиков, однако послевоенное детство и юность чуть не увели его по кривой дорожке, обычно заканчивающейся в местах не столь отдаленных. От криминальной карьеры — и актер этого не скрывал — его спасло увлечение сценой. Одно и на всю жизнь.
Он родился в феврале 1933 года в Москве в семье доктора медицинских наук заведующего кафедрой МХТИ им. Менделеева Владимира Кваши. Мать Дора Захаровна была педагогом‑дефектологом и сурдологом. В 1941‑м глава семьи ушел на фронт: у него была бронь от института, и он четырежды от нее отказывался, настойчиво являясь в военкомат как доброволец. В сентябре Дора Захаровна с маленьким Игорем отправилась в эвакуацию в промышленный Ленинск‑Кузнецкий, в район Кузбасса. Игорь оттуда попытался сбежать на фронт с несколькими друзьями — все они мечтали быть «сынами полка» и воевать с фашистами: «Мы с друзьями даже добрались до вокзала, присмотрели себе эшелон, направлявшийся в западном направлении, и тут нас поймали». Отца с войны он так и не дождался — в 1943‑м пришло письмо: пропал без вести.
Когда враг был отброшен от Москвы, Дора Кваша с сыном вернулись в свою столичную квартирку недалеко от Арбата. Это сейчас Арбат — место модное и дорогое, а в военные и послевоенные годы оно было пристанищем беспризорников и малолетней шпаны. Чтобы отвлечь сына от дружбы и драк с полукриминальными компаниями, мама попыталась увлечь его театром — так он сперва начал с успехом декламировать стихи на школьных мероприятиях, а затем попал в студию Дома пионеров на улице Стопани, откуда вышли многие известные актеры, в том числе Ролан Быков. Театр настолько увлек юного актера, что Игорь забросил не только компанию беспризорников и юных бандитов, но и школьные дела — скатиться в абсолютные, безнадежные двоечники не позволили отличная память и ловкость в обращении со шпаргалками.
![](/upload/iblock/f37/n3qw02vrxvk3p3edeco2as96x4l012q4.jpg)
К старшим классам он уже определился: хочет в Школу‑студию МХАТ! Один из педагогов заметил Квашу и пару его друзей в спектакле самодеятельности и без обиняков велел подавать документы только к ним. Чтобы прийти на экзамены, Игорь одолжил костюм у соседа: своего не было — жили они на мизерную зарплату матери.
В те годы в Школе‑студии МХАТ собралась целая плеяда будущих великих: Владимир Высоцкий, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Олег Табаков, поэт Леонид Губанов, Евгений Урбанский…
В 1955‑м Игорь окончил учебу и поступил во МХАТ, где его «феей‑крестной» стал Олег Ефремов. После успешной премьеры спектакля «Вечно живые» мхатовская молодежь объединилась в Студию молодых актеров — и с подачи Ефремова загорелась мыслью о создании собственного театра. Так и родился некоторое время спустя московский театр «Современник», которому Игорь Кваша отдал всю свою жизнь, до последних дней.
![](/upload/iblock/7ea/euirjbuh15d5m6pwse8vmhgpempog9ag.jpg)
Считается, что Квашу не снимали в кино, потому что он был в опале из‑за дружбы с писателем Василием Аксеновым. Однако если почитать воспоминания артиста, то кинематографу в них отведена одна‑единственная глава — все прочее будет про «Современник»: здесь он выходил на сцену как актер, здесь он был режиссером собственных успешных постановок. Кино Кваша много лет не очень любил и не понимал, и тем не менее остался в памяти как блестящий киноактер. Пик его кинокарьеры приходится на 1970‑е — время, когда он сыграл атамана Лагутина в «Достоянии республики» с Андреем Мироновым, потом с ним же — грозного и комического офицера Тавернье в «Соломенной шляпке», но искреннюю любовь зрителей ему принесла роль бургомистра в блестящем фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Роль изначально была маленькой, проходной и эпизодической, но Кваше так понравился этот образ, что вместе с драматургом Григорием Гориным они фактически написали его заново.
«Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что‑то героическое в этом есть», — сколько раз прочувствованную фразу героя Кваши произносили и еще произнесут офисные сотрудники!
Пастор в «Человеке с бульвара Капуцинов» (последнее сотрудничество с Мироновым), жрец Солнца в приключенческом сериале «Сердца трех», доктор Стравинский в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары… В общей сложности в кинобиографии Кваши наберется около 80 ролей, последняя — в документальной драме, где он сыграл писателя Илью Эренбурга. Кроме того, Кваша с энтузиазмом работал на радио: будучи ценителем литературы, с 1970‑х вел поэтические передачи, ему мы обязаны радиозаписями романов «Планета людей» Сент‑Экзюпери, «Белая гвардия» Булгакова, «Доктор Живаго» Пастернака...
![](/upload/iblock/b1b/7qa4q53mg7rl8fl5bf4wftkqdpxuyshu.jpg)
Программа подарила ему тысячи удивительных историй: «Были такие, что выдумать невозможно. Много и невероятных, — вспоминал Кваша. — Например, как‑то Махмуд Эсамбаев попросил его отвезти в резервацию индейцев в Канаде. Было интересно, ведь он знал танцы всего мира. И вдруг вождь обратился к нему на русском языке. Оказалось, что он летчик, Герой Советского Союза Иван Иванович Даценко, был сбит, попал в плен. По одной из версий — смог удрать из плена, по другой — его освободили американцы, но возвращаться в Союз не захотел, женился в Канаде на дочери вождя племени, а когда тот умер, получил власть. Мы начали проверять: отправили его нынешние фото и снимки из дела летчика Даценко ребятам, которые занимались идентификацией останков царской семьи. Те подтвердили: он».
![](/upload/iblock/45e/6mwo6iabayxxrkh00dvehe3ebnp1isea.jpg)
Кваша искренне радовался за тех, кто благодаря «Жди меня» смог разыскать своих близких. Правда, самому ему не повезло: он до последнего надеялся, что на телевидение обратится кто‑нибудь из боевых товарищей отца — хоть кто‑то, кто сможет пролить свет на его судьбу. Но не дождался.
Уже после смерти актера стало известно: его мать после войны выяснила, что Владимир Кваша попал в плен и был расстрелян фашистами. Однако сыну Дора Захаровна об этом так и не рассказала — не хотела лишать его надежды, неся свое горе в одиночку.
![](/upload/iblock/473/gw2pim1hhtfp6lia908mz85p452m75kn.jpg)
ovsepyan@sb.by