Обрядовая игра «Тянуть Коляду на дуба» ежегодно привлекает множество гостей

Коляда на дубе том

В 2011 году обрядовая игра «Тянуть Коляду на дуба» деревни Новины Березинского района была внесена в Cписок нематериального историко-культурного наследия Беларуси.

Фото из архива «СБ»

Поскольку холодное время года для наших предков было достаточно неактивным (исключая, конечно, работы по хозяйству), а зимние праздники длились долго, отмечали их широко и весело. Практически в каждом районе были свои традиции. Например, согласно классическому варианту, Святки заканчиваются в Крещенский сочельник (с 18 на 19 января) — это последний срок для гаданий и всяческих шалостей. Но в ряде случаев гулянья длились и дольше.

Одна из таких интересных традиций — обряд «Тянуть Коляду на дуба», своего рода завершение праздничного колядного сезона, проводится 21 января. Когда-то он был широко распространен в Беларуси, в наши дни частично сохранился на востоке Минской области и западе Могилевщины, а в полном объеме — в деревне Новины Березинского района, где местные энтузиасты восстановили его в 1998 году по воспоминаниям старожилов. Причем настолько успешно, что сейчас эта туристическая фишка В 2011 году обрядовая игра «Тянуть Коляду на дуба» деревни Новины Березинского района была внесена в Cписок нематериального историко-культурного наследия Беларуси.

Помимо всех желающих, в обряде участвуют два местных фольклорных коллектива — взрослый «Радзіна» и детский «Валошкі».

Утром 21 января женщины готовят кутью, которой наполняют небольшой чугунок. Рубят на крыльце топором старый веник приговаривая: «Ой, нагрешила-нагрешила — и шила, и мыла, и стирала». Имеется в виду, что всего этого нельзя делать в недавно отмечавшееся Крещение, а таким образом женщины очищаются от грехов. Нарубленные веточки подбрасывают в воздух. После из отложенного заранее последнего снопа прошлогоднего урожая делают куклу — Коляду. Наряжают ее в фартук и пеструю юбку, подвязывают платочком, укрепляют фигурку в центре тележного колеса, обвитого цветными лентами и колосьями. Все это действо сопровождается песнями и весельем.

Затем подъезжают санки, на которые усаживают женщину (обязательно хорошую хозяйку из уважаемой семьи). На колени ей кладут колесо с Колядой, в руки дают горшок с кутьей и всей гурьбой направляются к дубу, растущему на окраине деревни. Перед деревом санки специально опрокидывают, чтобы кутья рассыпалась — на хороший урожай. Затем молодой человек должен затянуть Коляду на дуб (вот вам и объяснение названия), укрепив колесо с фигуркой среди веток. При этом прежняя Коляда сбрасывается и сжигается. Пока она горит, собравшиеся поют песни, водят хоровод. Когда костер погаснет, все возвращаются в деревню и собираются в складчину на вечеринку.

Одно из главных развлечений вечера — игра «Ката пячы». Кстати, она ассоциируется не только с этим праздником, а была вообще распространена вплоть до начала XX века, особенно на молодежных посиделках. В частности, исследователи неоднократно упоминали про этот обычай на Минщине. Для игры заранее готовится хлеб, к буханке которого прикрепляются ушки, лапы, усы и хвост из сала, колбас и вяленого мяса. Фигуркой, привязанной лентами к длинной палке наподобие удочки, управляет ведущий. Задача всех остальных — откусить от котяры кусок побольше «на счастье».

На всякий несчастный случай

Суть обряда, который уходит корнями в язычество, в том, чтобы обеспечить хороший урожай и всяческое благополучие. Причем водружают Коляду именно на дуб совсем не случайно. В славянской традиции это дерево является символом бога Перуна, отвечающего за громы и молнии. Таким образом сельчане, что называется, убивают сразу двух зайцев: и урожай приманивают, и огненное божество задабривают, чтобы не было пожаров.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter