При храмах-памятниках, посвященных каким-либо важным событиям церковной или государственной жизни, еще столетия назад экспонировали предметы, связанные с этими событиями — вещи князей, флаги, трофейные знамена, штандарты и ключи от городов, спасенные иконы… Чаще всего хранились собранные церковные реликвии. Поэтому меня очень поразил музей, созданный в Храме-памятнике в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Он еще не принимал экскурсантов, открытие планируется приурочить к 75-летию Великой Победы. Посчитала за честь одной из первых побывать в этом интереснейшем месте, посмотреть на уникальные экспонаты, пообщаться с руководством музея и его создателем и воплотителем, настоятелем Всехсвятского прихода протоиереем Федором Повным.
![](/upload/iblock/15b/15bd217b9e57f151febd6f0def22d832.jpg)
ЭКСПОЗИЦИЯ «Музея Памяти» в четырех залах по соседству с криптой. В них представлены предметы музейного значения и военной археологии, переданные коллекционерами, частными лицами, поисковиками 52-го батальона Министерства обороны и Могилевского военно-поискового клуба ВИККРУ, сотрудниками Института истории Национальной академии Беларуси.
Между криптой и храмом мне проще провести параллель. Но как родилась идея создать музей с такой тематикой и необычными экспозициями? Нечто подобное есть в Санкт-Петербурге: в храме-памятнике «Спас на водах», возведенном в память погибших во время русско-японской войны 1904—1905 годов, и в Казанском соборе, где находятся знамена и штандарты побежденных французских армий, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками. Больше не назову примеров. А для Беларуси это вообще уникальный и единственный в своем роде храм. На мой вопрос ответил отец Федор:
— Мы хотим показать, что белорусы никогда и ни с кем не воевали. Но посмотрите, сколько сражений прошло на ее территории. И мы всегда платили двойную цену. Такого музея нет нигде на постсоветском пространстве, это наш оригинальный проект. Идея его создания возникла не вдруг, она была запланирована давно. Но на момент открытия храма еще время не пришло, не созрело, как говорится. А когда это случилось, появились правильные люди, сподвижники и те, кто не только готов был разделить эту идею, но и профессионально подойти к ее реализации.
![](/upload/iblock/a53/a53d69a7a36863f1ae90ab19e87ee37f.jpg)
— Музей маленький, всего 263 квадратных метра, но история, которая здесь прослеживается, начинается с битвы на Немиге (XI век) и заканчивается Афганистаном. Крестьянских восстаний нет, но все крупные войны здесь отражены. Удалось собрать около 150 оригинальных экспонатов, если считать коллекцию как один.
![](/upload/iblock/567/5677c173348cb2b54255c369568b37fc.jpg)
![](/upload/iblock/2cc/2cc8168771a7d634dbcc734468dfc796.jpg)
Возле диорамы, посвященной 1410 году, на русском, белорусском языках и латыни можно услышать фрагмент звукового письма князя ВКЛ Ягайлы, адресованного супруге — королеве Анне, где идет речь о Грюнвальдской битве и первые победы над войском Ульриха фон Юнгингена. При просмотре диорамы экспозиции «Основные сражения времен Первой мировой войны на территории Беларуси. Газовая атака под Сморгонью» на белорусом языке звучат рассказ Михаила Зощенко «Двадцатое июля» и фрагмент повести участника боев на Беларуси Максима Горецкого «На империалистической войне». А освобождение Минска озвучивают Иван Мележ фрагментом романа «Мінскі напрамак» и Александр Твардовский стихотворением «Минское шоссе».
![](/upload/iblock/77e/77eff25fb33cd97ab0957b6550148a27.jpg)
Возле одной из экспозиций за стеклом увидела черные маленькие кругляшики с неровными краями. Оказывается, это пуговицы лацкана русского солдата Отечественной войны 1812 года, захороненного в крипте, их нашли рядом с останками. А возле останков воина Первой мировой лежали каска того времени и нательный крестик.
Второй зал музея посвящен священникам, воевавшим на фронтах, в партизанах и репрессированным в 1930-е годы. На одном из стендов 43 фамилии священнослужителей Минской епархии. Один из них — протоиерей Василий Копычко из деревни Одрижин Ивановского района, которого в отряде называли «партизанским попом». Среди экспонатов фотографии, документы, личные вещи и награды, переданные родственниками.
Отдельно раскрыта тема концлагеря Тростенец. В музейном фонде макеты входной зоны, карцера и ямы-печи и уникальные предметы узников лагеря, найденные в 2000-е годы во время проведения сельхозработ возле урочища Благовщина. Александр Гостев показывает мне фрагмент черной и проржавевшей рельсы:
— В Европе гитлеровцы строили печи и крематории, у нас было намного жестче. Рыли яму, клали вот такие рельсы, на них — штабелями убитых людей, дрова и поджигали. Пепел осыпался вниз, а после использовался как удобрение на участках, где узников заставляли выращивать сельхозпродукцию. Конечно, фашисты скрывали массовые захоронения. Подобный метод сожжения при отступлении они применяли для сокрытия следов своих преступлений. Наш центр духовного возрождения серьезно занимается темой этого лагеря смерти, мы стремимся создать пофамильный список всех жертв.
![](/upload/iblock/d03/d039e800978f3da1deed11fa25370e0b.jpg)
Четвертый зал «Во славу Храма-памятника!» повествует историю создания и деятельности самого храма. Здесь представлены первые архитектурные наброски и эскизы здания, документы, подарки высших должностных лиц на храмовые праздники и эксклюзивные сувениры.
— Экспозиция «Музея Памяти» создавалась, прежде всего, для молодого поколения, — говорит Анна Ивановна. — Через познание своей истории, восстановление памяти о безвинно погибших соотечественниках можно сохранить мирное существование суверенной Беларуси на столетия вперед, ведь каждый глоток горьких воспоминаний исцеляет сознание, которое начинает видеть главные ценности в жизни, а значит — строить надежное будущее.
chasovitina@sb.by