Иллюстративное фото
Спикер напомнил, что в стране с 27 мая по 5 июня проводится профилактическая акция «Декада кибербезопасности», направленная на профилактику и повышение цифровой грамотности населения.
– За пять месяцев этого года более чем в два раза возросло количество киберпреступлений. Основными их видами остается интернет-мошенничество. Число случаев подобного вида мошенничества возросло в 18 раз. Поэтому нужно еще раз озвучить те базовые правила, которыми следует пользоваться в интернете при общении и совершении покупок. Ведь ущерб от противоправных действий киберпреступников составил более 2,4 миллиона рублей, – рассказал Роман Романенко.
Среди наиболее популярных схем, которые используют интернет-мошенники, можно выделить три группы. Первая – использование социальных сетей, различных торговых площадок. На указанных ресурсах размещаются объявления о продаже товаров, как правило, ниже рыночной стоимости, заявленной в официальных интернет-магазинах, причем злоумышленники просят внести предоплату. Как правило, она составляет от 50 до 100 процентов от стоимости товара.
– Продавцы активно вступают в переписку, но не хотят переходить в режим телефонного разговора, ссылаясь на занятость, и убеждают покупателей внести предоплату за товар. После внесения денег злоумышленники перестают выходить на связь, меняют название интернет-магазина, профиля в социальной сети или мессенджере, – описывает схему начальник управления по противодействию киберпреступности УВД Могилевского облисполкома. – В этом случае нужно попытаться проверить, реальный ли продавец. К примеру, связаться с ним путем мобильной связи и обговорить условия покупки товара, попросить дополнительную информацию – где находится офис фирмы, можно ли этот товар получить в пункте выдачи. Уже на этом этапе злоумышленники проявят себя.
Вторая группа – звонки в интернет-мессенджерах, когда звонит неизвестный, представляясь работником компании сотовой связи, и просит установить приложение, а также сообщить необходимые сведения – смс-коды, номер банковской карты, паспортные данные.
– Эта тема набирает обороты. Человек, который ведется на удочку злоумышленника и устанавливает такой программный продукт, лишается всех денег на счетах. Звонят под различными предлогами – не только представляясь сотрудниками компаний сотовой связи, но и правоохранительных органов, банков. Относительно недавно было возбуждено уголовное дело: женщина установила приложение якобы оператора А1 и лишилась 16 тысяч рублей. Рекомендация одна – не отвечать на незнакомые номера, особенно когда в мессенджерах отображаются номера иностранных государств. Также можно сделать запрет звонков от незнакомых номеров. Это самая действенная профилактическая мера, – напоминает Роман Романенко.
«Навязчивая реклама» по заработку на криптобиржах – мошенничество, совершенное в сети Интернет, когда пользователь, обнаружив рекламу о заработке на различных биржах, вносит депозит и под руководством «псевдоаналитиков» совершает торги, однако в последующем не может вывести свои денежные средства, – еще один вид киберпреступлений.
– Биржа выглядит вполне реальной, но цифры там «рисуют» злоумышленники. Человека это подкупает – положил деньги, и они отображаются в личном кабинете. Начинаются торги, порой выгодные. Это еще больше подстегивает. Однако при попытке вывода денег и начинаются трудности. Тогда и приходит осознание, что человека обманули, – замечает начальник управления по противодействию киберпреступности УВД Могилевского облисполкома.
Во всех преступлениях такого рода, напомнил Роман Романенко, важен факт своевременного обращения в правоохранительные органы. Если человек понимает, что стал жертвой мошенников, нужно незамедлительно обратиться в милицию. Ведь есть инструменты, которые позволяют на определенных этапах блокировать денежные средства, проходящие по различным счетам. В этом случае существует вероятность, что деньги будут возвращены.