Ограничение скорости, страховка, залоговая стоимость самокатов — что еще, помимо изменений в ПДД, может сделать безопаснее дороги и тротуары
Сигвей, моноколесо, гироскутер, электросамокат — еще недавно все эти устройства были для нас в диковинку, а на их «пилотов» смотрели как на чудаков. Сейчас это весьма популярные средства передвижения. Увы, к легким и шустрым средствам персональной мобильности (СПМ) и вопросов возникает немало: в неумелых руках они могут быть небезопасны. На общественное обсуждение вынесен законопроект, который призван скорректировать правила их использования. «СБ. Неделя» собрала экспертов, чтобы подискутировать о грядущих изменениях и о принципах использования электросамокатов в целом. Свое мнение высказывали заместитель начальника главного управления ГАИ МВД Александр Занимон, врач — травматолог-ортопед приемного отделения РНПЦ травматологии и ортопедии Андрей Ярошевич и заместитель председателя Белорусской партии «Белая Русь» Андрей Бугров.
Статистика не воодушевляет
Количество электросамокатов и иже с ними в стране исчисляется тысячами. В соответствии с нормами, принятыми в 2022 году, они не являются транспортным средством, а те, кто ими управляет, приравниваются к пешеходам. Запрещено разгоняться более 25 км/час, брать пассажиров, если для них не предусмотрено место, ездить «без рук». Водитель, если он не катается в своем дворе или по пешеходной зоне, должен быть старше 14 лет и, конечно же, трезв. Велосипедистам и самокатчикам разрешили не спешиваться при пересечении дорог, но двигаться при этом со скоростью пешехода. Однако сейчас понадобилась корректировка Правил дорожного движения. Основные новации — на пешеходных переходах вновь придется спешиваться, а все транспортные средства, способные развивать скорость свыше 25 км/час, планируют отнести к категории механических транспортных средств со всеми вытекающими последствиями: регистрация, техосмотр, водительские права.
«СБ. Неделя»: Почему возникла необходимость в корректировке ПДД?
Александр Занимон: Появилось большое количество разных средств персональной мобильности, в их числе — устройства, похожие на мопеды и мотоциклы, на двух и на трех колесах, которые приводятся в движение электродвигателем. Они имеют достаточно большую массу и способны развивать немалую скорость. Поэтому следует конкретизировать определение — средства персональной мобильности, а затем установить требования по их участию в дорожном движении. Опасения внушает и дорожная обстановка. На 70 процентов возросло количество ДТП с участием людей на СПМ. За 8 месяцев текущего года произошли уже 53 такие аварии, в которых два человека погибли. За аналогичный период минувшего года их было 32. Особо подчеркну: ДТП — это столкновение с механическим транспортным средством. В эту статистику не входят столкновения самокатчиков и велосипедистов с пешеходами на тротуарах, а также падения с них.
Александр Занимон.
Андрей Ярошевич: В наш травматологический мир бурно ворвались повреждения, полученные при участии средств персональной мобильности. Количество пострадавших растет на глазах.
За прошлый год в приемное отделение РНПЦ травматологии и ортопедии поступили с серьезными повреждениями длинных трубчатых костей более 15 человек, которые нуждались в операциях. В этом году таковых уже 50. А мелких происшествий, не связанных с ДТП или столкновением, еженедельно фиксируем 3 — 4 случая. Травмы, полученные при падении с электросамокатов, гораздо тяжелее велосипедных.
Страдают в первую очередь ничем не защищенные руки и ноги.
Андрей Ярошевич.
Андрей Бугров: Безусловно, проблема существует. Однако можно ли ее решить только лишь посредством Правил дорожного движения? По-моему, сложившуюся ситуацию следует рассматривать в комплексе, начиная от требований к шеринговым компаниям о мощности ввозимых ими самокатов и их конфигурации до серьезных таможенных пошлин на устройства, которые не отвечают правилам. Конечно, должно быть четкое определение средства персональной мобильности — вплоть до размера колес, массы, скорости. Еще один важный момент — культура вождения.
Андрей Бугров.
По переходу — пешком
«СБ. Неделя»: Велосипедисты и самокатчики очень ждали разрешения не спешиваться при пересечении проезжей части. Но, судя по его отмене при корректировке ПДД, так и не сумели им правильно пользоваться. Каковы основные нарушения и их последствия?
Александр Занимон: Все услышали, что можно не спешиваться, но проигнорировали требование заблаговременно снизить скорость и пересекать дорогу со скоростью идущего шагом пешехода.
С участием, например, велосипедистов в 2023 году на пешеходных переходах и велосипедных переездах зарегистрировано 140 ДТП, в которых три человека погибли и 137 получили ранения. Поэтому предлагается пересмотреть отдельные положения закона. Не спешиваться можно будет на велопереездах, которые оборудованы транспортным светофором, регулирующим движение велосипедистов. Двигаться придется тоже со скоростью пешехода. Право не спешиваться в проекте остается и для мест, где движение осуществляется по велодорожке, расположенной на проезжей части, а также участков дорог, где нет пешеходных переходов и велодорожек, что часто наблюдается в малых населенных пунктах. Но водителю СПМ и велосипеда следует помнить, что преимущества перед транспортом у него нет и, прежде чем ехать через дорогу, необходимо убедиться в безопасности маневра.
Определимся со скоростью
«СБ. Неделя»: Общественность очень взволновало в проекте указа, что СПМ приравняют к транспортному средству, а передвигающееся на нем лицо будет считаться водителем...
Александр Занимон: Внесено новое определение средства персональной мобильности. Его основное отличие — оно технически не может ехать быстрее 25 км/час. К категории механических транспортных средств будут относиться устройства, которые развивают скорость свыше 25 км/час. К ним предъявляются другие требования, предусматривающие особенности конструкции и обеспечения безопасности таких устройств.
«СБ. Неделя»: Как это будет реализовано? Те самокаты, которые ездят медленнее, останутся на тротуаре, а более мощные должны будут отправиться на проезжую часть?
Александр Занимон: Владельцу следует изначально определиться, чего он хочет. Если он намерен по-прежнему передвигаться по тротуару, следует выбрать СПМ, которое не развивает скорость выше 25 км/час. Все, что двигается быстрее, должно соответствовать установленным требованиям безопасности: световые указатели поворота, тормозная система, прочие элементы конструкции. Это может быть мопед или мотоцикл, к которым понадобятся регистрация, госномер, водительские права соответствующей категории, техосмотр. Есть также определенные требования по световым указателям поворота, по тормозной системе, устойчивости.
«СБ. Неделя»: Получается, что мощные СПМ, которые развивают скорость выше 25 км/час, окажутся вне закона?
Александр Занимон: В соответствии с ПДД единственное место, где можно ездить на таком устройстве, не нарушая правил, — дороги без усовершенствованного покрытия. Это касается не только самокатов, таковы правила для всех транспортных средств, которые не подлежат государственной регистрации.
Ставка на лучшие качества
«СБ. Неделя»: Очевидно, ставка делается прежде всего на законопослушность и порядочность большинства пользователей СПМ. Но всегда найдутся те, для которых закон не писан.
Александр Занимон: В идеале средства персональной мобильности, которые могут развивать скорость больше дозволенной, не должны продаваться в нашей стране. Однако установить такие ограничения при корректировке Правил дорожного движения невозможно. Задача государства – не привлечь к ответственности, а исключить предпосылки для травмирования людей. При реализации и покупке СПМ необходимо руководствоваться требованиями безопасности. Сейчас мы совместно с иными государственными органами работаем над определением таких требований в отношении СПМ. Подобная практика уже существует на международном уровне.
Андрей Бугров: У нас, к сожалению, недостаточно эффективно используется инструмент гражданской ответственности. Мы пытаемся все завести в плоскость административной, уголовной ответственности, установить запреты, но не развиваем гражданско-правовые отношения. Между тем они тоже могли бы внести свои коррективы. Например, упал с арендованного самоката и травмировался подросток. А отец этого ребенка обратился к шеринговой компании с вопросом, почему самокат оказался доступен ребенку. И не просто обратился, а предъявил иск, скажем, в 10 тысяч рублей в качестве компенсации за лечение, моральный вред. Тогда компании быстро задумались бы, как сделать, чтобы такие случаи не повторялись. Проблему могла бы решить, например, видеокамера, которая «отказала» бы ребенку в поездке.
Комплексные решения
Андрей Ярошевич: Примерно треть пострадавших в инцидентах с СПМ пребывали в нетрезвом виде. Арендные самокаты попадаются буквально на каждом шагу как приманка. Шеринговые компании не страхуют тех, кто на них ездит, хотя лечение сложных переломов длительное и дорогостоящее, не обеспечивают гарантию того, что самокатом будет управлять лицо, достигшее определенного возраста, в трезвом состоянии. Я точно не знаю, сколько стоит поездка на самокате, но это, видимо, не слишком дорогое удовольствие, которое позволяют себе многие. И зачастую делают это импульсивно, просто потому что он попался на глаза. Возможно, эту проблему помогла бы решить некая залоговая сумма, которая будет возвращаться, если поездка завершится благополучно, а самокат не брошен поперек тротуара или у любого подъезда, а поставлен на определенное место. Травматизм мог бы сократиться за счет того, что управляющие СПМ люди относились бы к поездке более ответственно.
Андрей Бугров: Сейчас все мы должны каждый по своим направлениям подумать, какие еще инициативы предложить, чтобы в итоге получить положительный эффект. Это вопрос не только МВД, но и Минздрава, МАРТ, МНС, таможни. Партия «Белая Русь» может провести встречи и обсуждения с бизнесом и гражданским обществом.
Корректировка законодательства — важный шаг на пути создания безопасной среды. Но, пожалуй, не меньшее значение имеет культура поведения участников дорожного движения. Безопасность на дорогах — это прежде всего действия людей, которые ценят жизнь и здоровье — собственные, родных и близких, а также с уважением и вниманием относятся к окружающим.
МНЕНИЕ
Анжелика Курчак, депутат Палаты представителей Национального собрания:
— Уверена, нет ни одного человека, который не задавался бы вопросом безопасности использования средств персональной мобильности. Долгожданные изменения в ПДД представлены на Правовом форуме Беларуси для обсуждения. Каждый желающий может высказать свое мнение. Бесспорно, в результате обсуждения норм проекта будут проработаны все нюансы регулирования — и на наших дорогах и пешеходных дорожках станет еще безопаснее.
В ТЕМУ
Александр Каледа, генеральный директор шеринговой компании Whoosh в Беларуси:
— Whoosh приветствует намерение МВД усовершенствовать правила с учетом потребностей всех участников дорожного движения. Изменения в первую очередь отразятся на пользователях личных СПМ, потому что большинство предложенных правил и требований уже работают на шеринговых устройствах. Скорость шеринговых самокатов ограничена на системном уровне — они технически не могут разогнаться быстрее 25 км/ч. А въезжая в «медленные» зоны, самокат Whoosh автоматически снижает скорость до 10—15 км/ч.
Среди предложенных изменений есть правила, которые являются частью политики сервиса Whoosh. Например, поездки на нашем самокате вдвоем запрещены, в том числе и на уровне договора‑оферты с пользователями. В качестве дополнительной меры тестируем технологию «Антитандем». Мы ратуем и за поднятие возраста управления СПМ: наш сервис — строго для совершеннолетних.
Мы поддерживаем необходимость спешиваться на пешеходном переходе и сами просим об этом наших пользователей, а также напоминаем им, что в пешеходных зонах преимущество за пешеходом.
Компания призывает сообщать о нарушениях этих и других правил в службу поддержки сервиса — мы прицельно работаем с нарушителями и помогаем правоохранительным органам в расследовании ДТП. В 2024 году мы заблокировали более 2,4 тысячи аккаунтов за нарушения: езду вдвоем, передачу управления самокатом ребенку, нарушения ПДД.