— В силу архитектурной специфики здания — а оно 1957 года постройки — номеров с удобствами лишь четверть. Больше сделать мы не можем. Ни сама «коробка», ни коммуникации подобных работ просто не выдержат. Вынуждены исходить из того, что есть. Хотелось бы лифт, но наш максимум — это пандус на лестничных маршах, по которому будет удобно везти чемоданы. А уют стремимся создать за счет мелочей, — рассуждает начальник отдела гостиничного хозяйства ГУ «Белспортобеспечение» Галина Кобяк.
Мелочи — это новые штрихи интерьера, стирающие следы советского прошлого. Здесь стараются. И это видно даже невооруженным глазом. Стоило обновить сантехнику, купить новую мебель, оснастить кровати ортопедическими матрасами, перекрасить стены, оборудовать светлую комнату отдыха телевизором, современными микроволновой печью, мультиваркой и автоматической стиральной машиной, как впечатление поменялось само собой. «Если бы еще вай–фай тянул везде...» — замечаю. Галина Кобяк заверяет: этот вопрос будет решен в самое ближайшее время.
«Спорт» позиционирует себя как хостел.
— Еще мы заключили договор с кафе, расположенном у нас на первом этаже: наших постояльцев они кормят за полцены и по специальному меню. Трое из четырех администраторов на хорошем уровне знают английский... Вообще, 80% наших гостей — это спортивные команды и их болельщики. Россияне, украинцы, прибалты в том числе. Наша же задача — сделать так, чтобы 40% было туристов. Причем разного уровня доходов. «Спорт» сейчас — этакий микс. Четвертый этаж — 36 мест — отдан под хостел (на booking.com, к слову, мы так и позиционируемся) с ценой 14 рублей за место. Такие номера больше ориентированы на молодежь — студентов и волонтеров. Есть и отремонтированные двухкомнатные люксы со всеми удобствами по цене «стандарта» за 30 рублей с человека. Есть номера семейные, ведь основные наши конкуренты — это съемные квартиры.
Свое преимущество «Спорт» видит в собственном расположении и более чем демократичной цене услуг, а также гибкой ценовой политике, где турфирмам положены скидки аж в 20 процентов. Их гости, мол, не прихотливы, которым лучше сэкономить на проживании, но больше потратить на знакомство с городом. Ведь в свое время переночевать в Минске, скажем, приехавшим на экскурсию из регионов туристам было проблематично — било по карману. Селить их предпочитали в ближайшем пригороде.
Специалисты в сфере туризма рассуждают: «Беззвездные» отели — самые настоящие «коты в мешке», от которых не знаешь, чего ожидать. То ли это ночлежка–«совдепия», где ремонтом и не пахнет, то ли хостел, то ли вполне приличные современные номера, которые по ряду причин не проходят сертификацию». Пожалуй, самое объективное мнение помогут составить отзывы на порталах вроде booking.com или TripAdvisor. Небольшую гостиницу «Вояж», расположенную в спальном районе на западе Минска, «Букинг» и вовсе позиционирует как «хит продаж»: «Сюда гости возвращаются чаще, чем в другие варианты размещения». А среднюю оценку до 8,5 снизило разве что неудобное местоположение.
— Именно по этой причине мы ожидали гораздо меньший поток, — рассказывает управляющий гостиницей Олег Кольцов. — Однако нас находят, особенно те, кто в Минск приезжает собственным транспортом. Из каких тут только стран не было гостей — в том числе из Македонии, Дании, Финляндии, даже из Нигерии заглядывали. Средняя заполняемость (а номеров в отеле 33) — 60%. Хотя на новогодние праздники было 120! Можете представить, что здесь творилось. Ставили кресла–кровати, современные раскладушки. Если посетителей устраивает, если компания не хочет разделяться — почему бы и нет? Гостиницы экономкласса востребованы в силу экономической ситуации. Даже если гости и могут позволить себе потратиться на четырехзвездочные отели, деньги нынче считают все. Мы же просим лишь чуть больше 15 долларов с человека за место в двухместном номере, если же живешь один — чуть больше 25. При этом, помимо душа, высокоскоростного Wi–Fi и удобной кровати, в номере будет и, скажем, фен, что по стандартам вовсе не обязательно. А жалуются разве что на отсутствие шведского стола. Понимаем, хотели бы, но помещения ограничены.
Отель «Вояж» — новый, открытый лишь несколько лет назад. Однако реалии зачастую таковы: как только специалисты гостиничной отрасли и постояльцы начинают намекать старым игрокам «беззвездного» рынка о модернизации, в ответ слышат расхожее «на это нет средств». Скажем, гости «40 лет Победы» просят решить вопросы с перебоями в работе Wi–Fi, «Алмаза» — с питанием, мини–отеля Минприроды — с комфортной температурой... При этом низкая цена — необязательно синоним отсутствия достойного сервиса.
В «беззвездный» «Вояж» гости возвращаются часто.
— Главное, не экономить на гостях и на качестве услуг, — обращает внимание Олег Кольцов. — А снизить собственные расходы помогает, скажем, банальная экономия электроэнергии. Зачем круглосуточно освещать лестничную клетку, если можно поставить датчики движения, ну и энергосберегающие лампы само собой? И посетителям удобно, и нам выгодно.
Справка «СБ»
Отелей без категории в Минске сейчас 22. Хостелов — 6. Что касается гостиничного рынка в целом, то средний ценник за первые 9 месяцев 2016 года сложился на уровне 41,5 доллара в эквиваленте. В 2015–м, к слову, он был 48,3 доллара, в 2014–м — 60,7.
Компетентно
Денис Четвериков, директор Департамента консалтинга и оценки консалтинговой компании Colliers International в Беларуси:
— Загрузка старых гостиниц без категории в среднем составляет 30 — 40%, ведь большинство из них (как и ряд «звездных» советских отелей) не предоставляют сервис, соответствующий заплаченным деньгам. Реальная для них цена на минском гостиничном рынке — 15 — 20 долларов за место. Если выше 30, то и ожидания у постояльцев уже другие. На что стоит обратить подобным отелям внимание — так это в первую очередь на взаимоотношения с клиентами: добродушное и профессиональное общение, желание оперативно и качественно решать возникающие вопросы. А кроме того, на мелочи, которые показывают, что гостям здесь рады: начиная от печенюшек на ресепшене и заканчивая более разнообразными завтраками.
Любовь Сойка, начальник отдела организации и развития гостиничного хозяйства управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома:
— Спрос на номерной фонд столичных гостиниц формируется во многом за счет иностранцев, приезжающих к нам более чем из 170 стран. Их доля в общем количестве гостей по итогам 2015 года составляла около 70%, а в 2016–м — уже 75%. Количество белорусов, проживавших в отелях Минска, соответственно снизилось. Средний коэффициент загрузки отелей города за 2016 год — 41% (в 2015–м — 40%). «Беззвездные» гостиницы были загружены от 28 до 48%, в них разместились свыше 20% гостей. Более востребованной оказалась не гостиница «Спорт» в центре города, а «Вояж», где гостю предложен высокий уровень обслуживания и комфортное проживание. Начинать строительство новых отелей не планируется. Но сейчас реализуется 12 проектов.
Бренд для Бреста
Крупные гостиничные бренды обратили внимание на регионы. В Бресте начато строительство отеля Hampton by Hilton уровня трех звезд, где одновременно смогут разместиться 120 человек. Расположится он неподалеку от Брестской крепости — на Варшавском шоссе. Открытие запланировано на следующий год.
Первым областным центром, куда всемирно известные отельеры решили закинуть свои сети, Брест выбран неспроста. Город — пограничный. Поблизости основные точки притяжения туристов. Беловежская пуща, в частности.
— Сюда приезжают не только из других регионов Беларуси, но и из России и стран Евросоюза, — говорит старший директор по развитию «Хилтон» в России и СНГ Владимир Ильичев. — Причем как с туристическими целями, так и по делам бизнеса. Приход Hampton by Hilton в Брест, надеемся, также повысит уровень гостиничной инфраструктуры города и привлечет дополнительных гостей.
Кстати, анализируют представители гостиничного бизнеса, именно к отелям среднего и экономического классов у среднестатистического постояльца сейчас наибольший интерес.
deu@sb.by
Советская Белоруссия № 26 (25161). Среда, 8 февраля 2017