В каждом регионе Беларуси есть что посмотреть и чему подивиться. Более того — у нас немало памятных мест, связанных с героическим прошлым нашего народа и «иллюстрирующих» славные, но, к сожалению, зачастую трагические страницы истории. В любом случае, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Дополнительная возможность «визуализировать» прошлое родного края появилась у белорусских школьников — соответствующее постановление недавно принял Совет Министров. Для реализации такого проекта потребовались месяцы подготовки и были задействованы многие специалисты.
Сначала запустили пилот
Мы движемся в правильном направлении, ведь для воспитания детей и молодежи крайне важно внедрять подобные новшества, уверен заместитель начальника главного управления воспитательной работы и молодежной политики — начальник управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Александр Матюшонок:— Постановление Совета Министров вступило в силу недавно, однако пилотный проект реализовывался на протяжении двух последних лет и хорошо себя показал. Его опробовали с учащимися старших классов, а теперь закрепили для всех с дополнительным финансированием. Отмечу, что экскурсии проводятся исключительно в рамках изучения учебных предметов, которые предусмотрены типовыми учебными планами общего среднего образования. Это значит, что, например, на уроке биологии ученики могут посетить ботанический сад, на истории не будет лишним сходить в музей Великой Отечественной войны, на рисовании — увидеть старинную усадьбу или парк. Одного урока для экскурсии мало, поэтому было принято решение выделить 90 минут.
Платит государство
Согласно постановлению Совета Министров, учреждения образования покупают билеты на экскурсии за счет средств республиканского или местных бюджетов. Но это не единственный предусмотренный вариант. Финансировать такие расходы можно, прибегая к другим источникам, разумеется, не запрещенным законодательством. В их список входят спонсорская шефская помощь и средства от внебюджетной деятельности.
Александр Николаевич подчеркивает, что такие выездные мероприятия могут проводиться в течение любого учебного дня недели (с понедельника по пятницу), а также во внеучебное время, в том числе в каникулярный период, и подбираются индивидуально учителем, но с некоторой привязкой к местности — путешествовать по этой программе ученики могут только в пределах своей области:
Все это ученики смогут увидеть в рамках уроков истории, литературы, музыки, биологии и других.
Алгоритм действий
Прежде всего учитель должен синхронизировать такую экскурсию с учебным планом, то есть она должна соответствовать теме запланированного урока и примерной дате его проведения. Чтобы получить средства на экскурсию, нужен приказ руководителя учреждения образования с указанием конкретных сроков ее проведения, маршрута и списка участников. Учителя, разумеется, будут сопровождать группу учеников, и вся ответственность за безопасность детей будет возложена на них. Однако на экскурсию могут отправиться только те ребята, которые получили письменное разрешение родителей (если у ребенка есть какие-то особенности, касающиеся здоровья, их нужно указать). Приказ направляется в исполком, согласовываются даты, выделяются средства — и школьники едут на экскурсию.Конечно, у уроков-экскурсий есть серьезные цели: они совершенствуют сам процесс обучения, формируют уважительное отношение к нашей истории и культуре, воспитывают патриотизм. Но помимо всего этого, детям просто интересно посетить новые места, узнать что-то занимательное вне программы и провести время с одноклассниками в неформальной обстановке. Согласитесь, подобные мероприятия запоминаются на всю оставшуюся жизнь. Кстати, Министерство образования намерено развивать и совершенствовать такие проекты, так что неформальных уроков будет появляться все больше.
Из постановления Совета Министров Беларуси от 8 сентября 2023 года № 589 «О приобретении билетов для учащихся учреждений образования при посещении экскурсий»:В ТЕМУ
«В 2023/2024 учебном году учреждениям образования, реализующим образовательные программы общего среднего образования, осуществить приобретение билетов при посещении экскурсий (с периодичностью две экскурсии в учебном году) для учащихся I—ХІ классов в рамках организации образовательного процесса, в том числе в шестой школьный день, за счет средств республиканского или местных бюджетов, предусматриваемых учреждениям образования на их функционирование учредителями».
Два года назад в России появился уникальный продукт — «Пушкинская карта». Это банковская карта, особенность которой заключается в том, что средства на нее граждане от 14 до 22 лет получают от государства и потратить их могут только на посещение культурных мероприятий, причем по всей стране. Карты бесплатные, а сумма на них в этом году составляет 5 тысяч российских рублей (почти 170 белорусских). Средства зачисляются ежегодно, но если по каким-то причинам не были использованы, то на следующий год остаток не переносится. Это тоже определенный стимул «лишний» раз окультуриться.
Немаловажный нюанс: право на получение такой карты имеют не только школьники и студенты, а вся молодежь этого возраста. Чтобы посещать музеи и выставки, концерты и мастер-классы, музыкальные вечера и спектакли, некоторые обучающие программы и лекции, творческие вечера и многое другое, необязательно где-то учиться. Однако есть и некоторые ограничения. Например, карта действует исключительно для просмотра фильмов, созданных при поддержке Министерства культуры и Фонда кино России. При этом потратить всю сумму только на просмотр фильмов тоже не получится — лишь до 2 тысяч рублей.