Внезапность, поспешность ухода американцев оттуда действительно по своему долгосрочному эффекту можно сравнить с обвалом, который разрушает всю систему безопасности не только в Центральной Азии, но и шире — в Евразии. При этом под ударом окажутся не только ближайшие соседи Афганистана и страны, которым небезразлична региональная безопасность — Россия, Китай, Индия, но и сам Запад, Европейский союз, в частности.
Мы все видим и понимаем, что американцы и их союзники, по сути, кинули и предали своих сторонников в Афганистане. Их тысячи, и они не в состоянии их всех вывезти, чтобы спасти жизни от возможной мести талибов.
Эти тысячи людей будут неизбежно искать спасения и бежать как можно дальше. ЕС очень привлекательное для них место — и людской поток из Афганистана туда уже начался. Пока он, например, не сравним с тем, что идет из Ближнего Востока и Северной Африки, но ведь это только начало.
Кстати, наши соседи — Польша, Литва, Латвия — уже столкнулись с этим потоком, пытаясь справиться с ним применением насилия и различных бесчеловечных методов. Но это вряд ли получится, лавину просто так уже не остановить.
К тому же эти государства как участники НАТО тоже несут свою долю ответственности за происходящее в Афганистане, ведь они посылали туда свои войска и были в составе оккупационной коалиции. А это значит, они должны разделять и бремя ответственности по отношению к тем, кто им там помогал.
Правда, власти этих стран ответственность нести не хотят. В помощи беженцам, которые спасаются от неминуемой гибели, в нарушение всех конвенций отказывают, что очередной раз показывает их лицемерную сущность.
По мере укрепления власти талибов поток беженцев будет только усиливаться, тем более никто не даст гарантии, что там не начнется новый виток гражданской войны, еще более усиливающий желание людей оттуда уехать.
Афганцы почти наверняка массово пойдут в Европу, в том числе по северному маршруту, то есть через Литву, Латвию, Польшу, потому как на этом направлении образовалась брешь из-за того, что власти этих стран решили испортить отношения с Беларусью и сами разрушили возможность организации безопасности на границе.
С чем встретятся потоки беженцев из Афганистана, многие из которых свято верят в возможность лучшей жизни в Европе? С избиениями на границе, дубинками и собаками. И это все в ЕС, который кичится своими европейскими ценностями и старается навязать их остальному миру.
Но на поверку оказывается, что евробюрократия пока сквозь пальцы смотрит на беспредел на восточных границах и не может эффективно справиться с проблемой беженцев, спешащих именно на зов европейских политиков, обещавших им помощь и поддержку.
Проблему решать придется. И не теми методами, которые сейчас используют литовцы и поляки. Так можно добиться только ответной реакции — насилия в ответ от разочарованных и обманутых беженцев и членов их семей.
Европейскому союзу стоило бы начать стратегически думать о своей безопасности, наладить диалог с соседями, которые в обеспечении этой безопасности играют важную роль, чтобы совместно решать проблемы.
Это самое разумное, что могут там сделать, потому как мы видим роль и значение нашей страны в данном случае. Сейчас в Брюсселе, Берлине и Париже должно происходить осознание этого и необходимости исправления ошибок, которые грозят превратиться в серьезные проблемы для всего ЕС.
Поток из Афганистана совершенно очевидно может стать одной из таких проблем. Руководство не может долго закрывать на него глаза, ибо это чревато появлением многочисленных жертв, распространением преступности и будет выглядеть для имиджа ЕС крайне неприглядно.
Афганистан станет не только катализатором очередного витка миграционного кризиса, но и лакмусовой бумагой, показывающей, насколько в Европе верят в собственные ценности и готовы им следовать.
Если окажется, что все это бутафория, а афганских и иных беженцев просто кинули на произвол судьбы, это будет означать только одно: европейские ценности мертвы, они не работают, в них никто всерьез не верит в самой Европе.
У руководства ЕС не так много времени, чтобы принять необходимые решения и начать разрешение проблемы. Промедление и нерешительность будут провоцировать новые проблемы. Афганский поток можно остановить, если включить рациональное мышление и начать договариваться с соседями.