Если даже прилежный семьянин хотя бы раз поднял руку на кого-то из близких, сотрудники Воложинского РОВД берут такой случай на контроль
Обычные на первый взгляд бытовые скандалы в семьях порой имеют трагический итог. Чтобы не допустить драматической развязки, МВД постоянно инициирует профилактические акции. В понедельник, 29 июля, к примеру, стартует специальное комплексное мероприятие «Быт». В течение недели рабочие группы, в которые войдут сотрудники милиции, представители местных органов власти, территориальных подразделений по труду, занятости и соцзащите, представители учреждений образования и здравоохранения, а также общественности, побывают у тех, кто состоит на профилактическом учете и допускал насилие в семье. К таким семьям выехала с сотрудниками Воложинского РОВД и «СГ». И попыталась понять, что провоцирует агрессора, на ком чаще вымещает злость семейный дебошир и как на него найти управу?
СООБЩЕНИЯ о семейных скандалах на службу 102 в Воложинский РОВД, как и во многие другие райотделы, поступают нередко. Самая распространенная сцена, которая заканчивается конфликтом, такова: супруг пришел домой под градусом, жена недовольна. Укор в свой адрес воспринимается в штыки, как следствие — скандал. Ссоры разгораются и между сыновьями и матерями. Взрослые «детки» сидят на шее, перебиваются случайными заработками, деньги тратят на спиртное. Во всех грехах в случае чего обвиняют престарелых матерей, которые попадаются под горячую руку выпивох.
На участке обслуживания милиционера три десятка улиц райцентра, на учете три бытовых скандалиста. Направляемся к молодой семье, которая живет в одном из общежитий Воложина. 33-летняя Оксана (имя изменено. — Прим. авт.) занята уборкой, дети играют на улице, мужа нет дома. И не будет ближайший год: его осудили в ЛТП. История этой семьи нетипична в том плане, что скандалы были в ней редкими. Но уж если случались, в ход шли и кулаки…
Оксана родом из Вишнева, муж воложинский. Жизнь у пары текла своим чередом: расписались, почти пять лет жили у свекрови душа в душу, появились дети. Когда супругу от работы в ПМК дали общежитие, семья с двумя дочками переехала на новую квартиру. Спустя пару лет, по словам Оксаны, идиллию стали нарушать ссоры:
— Когда трезвый, слова не скажу: тихий, спокойный — в общем, золотой человек. Как выпьет, тут же нужно выплеснуть агрессию. Вечно цеплялся, благо детей не трогал: не устраивало, можно сказать, все. Пил не запоями, но когда приходил домой после очередного загула, не было куда деваться. Протрезвеет — клянется-божится, что больше такого не повторится. Но ничего не менялось. Раз поднял руку, вызвала милицию, два — поступила так же. Недавно отправили в ЛТП. И хорошо — пусть подумает о своей жизни, поведении. Сейчас в такой тишине живем, как в сказке.
Оксана верит, что временная изоляция пойдет благоверному на пользу. Если нет — развод. Такое решение, по словам Артура Артуровича, жертвы агрессоров принимают не всегда:
— Порой из года в год терпят издевательства, побои и молчат об этом. Печально, что на нездоровую обстановку не реагируют соседи. Логика такова — мол, чего буду со своим уставом да в чужую семью. Именно поэтому преступления в семейно-бытовой сфере в основном носят латентный характер.
Историй, когда близкие выдают семейного насильника, действительно немного. Одни надеются на лучшее, другие боятся гнева агрессора — тянут и чего-то ждут. Но бывает, что «режим ожидания» заканчивается трагедией. Так случилось в Воложине в прошлом году. Семейная пара: ему 39, ей 40, две девочки 5 и 2 лет. Что еще нужно для счастья?..
В тот день все были дома. Муж с женой выпивали. Что не поделили, сейчас не скажешь точно. Начался скандал, который перерос в драку: супруг избил жену до бессознательного состояния. Нанес 35 ударов! Руками и ногами… Милиции он потом скажет, что нашел жену на полу без признаков жизни, когда вошел в комнату. Мол, сама упала и ударилась. На самом деле драка была. В этот момент в комнате находились две дочки семейной пары. После того как глава семьи выпустил пар, пошел в другую комнату смотреть телевизор. Когда обнаружил жену мертвой на полу, попытался скрыть следы преступления: свернул залитый кровью ковер, вытер пол, а тряпку бросил в ванну. Спустя несколько часов позвонил знакомому и попросил вызвать «скорую» для жены, которой якобы стало плохо. Милиции эта версия показалась неубедительной. К тому же соседи рассказали, что для супругов ссора была привычным делом.
ИЛИ менталитет такой, или в крови у нашего брата не выносить сор из избы. Оно, может, и правильно, когда дело касается мелких скандалов: пошумели немного, высказали все, что друг о друге думают, разбили тарелку-две — на этом и сошлись. Но совсем другой случай, если супруг (или супруга — и такое бывает) изо дня в день донимают свою вторую половину постоянными претензиями. Причем семейный агрессор отнюдь не всегда пьет и распускает руки. Начальник отдела охраны правопорядка и профилактики Воложинского РОВД майор милиции Валерий Жук (на снимке) моделирует еще несколько сценариев:
— Вред может быть психологический, эмоциональный. Представьте молодую маму с тремя детьми, которой муж систематически говорит, что она уродливая, безрукая и ничего из себя не представляет без него. Эти каждодневные оскорбления наносят сильный урон психике. Или жену, которой муж в грубой форме — с матами и криками — высказывает свое недовольство. Мол, еда вчерашняя, на комоде пыль и дальше по списку.
Как найти управу на семейных скандалистов, которые не дают спокойно жить? Валерий Валерьевич дает всего лишь один совет: обращаться в милицию. Причем соседям и близким в том числе, которые знают о проблемах в семье. Так можно предотвратить беду. Санкции для скандалиста на первый раз административные — штраф. Если не дает покоя семье и дальше, уже не избежать ареста.
Такая мера, по словам Валерия Жука, помогает погасить конфликт — в самый стрессовый для семьи период глава семейства находится вне дома, изолируется. Еще одна форма профилактики, которую часто используют милиционеры, — защитные предписания. В чем их суть? На дебошира, к примеру, не действует наказание рублем — штрафы не остужают горячий пыл. Тогда участковый применяет предписание, по которому скандалист обязан покинуть дом и не появляться там месяц. Если в течение этого времени приходит домой (поесть, забрать одежду) и об этом становится известно милиции, наступают более строгие санкции — попадает в изолятор временного содержания.
Но одна милиция кардинально изменить ситуацию не может. Только сообща можно разбить порочный круг домашних скандалов и вывести агрессоров из тени. Именно поэтому в тесной связке с такими семьями работают представители местной власти и заинтересованные службы.
КОММЕНТАРИЙ
Заместитель начальника отдела управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД подполковник милиции Ольга СОКОЛОВСКАЯ:
— К сожалению, проблема насилия остается актуальной. Количество убийств и умышленных причинений тяжких телесных повреждений, совершенных в отношении близких, составило четверть от всех преступлений, зарегистрированных в этом году. Одна из причин насилия — трудовая незанятость: неработающие совершили треть всех бытовых преступлений. Четверть — ранее судимые. Большинство привлеченных к ответственности находились в состоянии алкогольного опьянения.
Только в этом году возбуждено более 1170 уголовных дел превентивной направленности. В лечебно-трудовые профилактории направлено почти 4,5 тысячи граждан, в том числе более 600 женщин. К административной ответственности за правонарушения в быту привлечено более 25,5 тысячи человек. Сотрудниками органов внутренних дел применено около 4 тысяч защитных предписаний.
Подготовили Татьяна БИЗЮК, «СГ», bizyk@sb.by, и сотрудники управления информации и общественных связей МВД Виктор НОВИКОВ и Александра ГЕРАСИМЕНОК. Фото Татьяны БИЗЮК. Коллаж Олега ПОПОВА