Браконьеры сбили инспектора. Почему крупные штрафы останавливают не всех?

Когда рыбка становится золотой

В нынешнем году зимы по сути не было. На реках и озерах нет льда, а в лесах — снега. И это многое меняет. В Житковичском районе задержали двоих браконьеров: ушлые мужички растянули на Червоном озере полукилометровую связку сетей. Улов получился крупный — примерно 230 килограммов рыбы. Вот только браконьеров он вряд ли обрадовал. Сумма ущерба, нанесенного природе, превысила 8 тысяч рублей. Возбуждено уголовное дело. Горе-рыбакам грозят крупный штраф и до шести лет лишения свободы.

Заметив на поле свежие следы от автомобилей, старший государственный инспектор Александр Ганин осматривает местность в бинокль, не орудуют ли поблизости браконьеры.
Фото автора

Нарушения идут на снижение

В Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте отмечают положительную тенденцию — количество нарушений природоохранного законодательства снижается из года в год. Но крупные штрафы, вероятность стать фигурантом уголовного дела и получить реальный срок останавливают далеко не всех. Браконьеры продолжают свой преступный промысел. А значит, без работы инспектора природоохранной службы точно не останутся.

В 2020 году браконьеры не раз становились героями криминальных сводок. В Лидском районе задержали троих бывших егерей, которые незаконно застрелили косулю. У жителей Осиповичей изъяли 166 килограммов рыбы. Вопиющий случай произошел на прошлой неделе в Дзержинском районе — браконьеры застрелили беременную лосиху, рассказывает начальник отдела ГУБОПиК МВД Беларуси Сергей Пилипенко:

— Произошло это 11 февраля. А на следующий день подозреваемые разделали тушу в лесу и останки закопали. Задержать мужчин решили в момент перевозки мяса. Для этого привлекли коллег из Столбцовской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира. Подозреваемые попытались скрыться. Водитель не выполнил требования об остановке транспортного средства и сбил инспектора.

В тот же день любителей незаконной охоты задержали бойцы «Алмаза». Следственный комитет возбудил уголовное дело. 

Чтобы взглянуть на работу Государственной инспекции охраны животного и растительного мира изнутри, мы отправились в рейд. Первая точка — озеро Луково, которое находится на самом юге Беларуси, в Малоритском районе. На часах шесть утра. В салоне внедорожника — водитель, двое инспекторов и я. Разговоры, понятное дело, о работе. 

Незаконный улов на озере Червоном в Житковичском районе. Всего — около 230 килограммов рыбы.
Фото Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Беларуси

— Рейдовые группы Брестской областной инспекции охраны животного и растительного мира работают постоянно. Каждый день «в поле», — говорит старший государственный инспектор Александр Ганин. — Проверяем соблюдение правил охоты и рыбалки, законность лесопользования. Наша цель не выписать штраф, а провести профилактическую работу. За незначительное нарушение — предупредить. Фокус нашей работы смещен в сторону крупных дельцов, которые представляют реальную угрозу окружающей среде.

К озеру идем пешком. Машину оставляем в стороне, чтобы не привлекать лишнего внимания. По дороге старший государственный инспектор Андрей Ячник рассказывает:

— В эпоху социальных сетей и мессенджеров характер нашей работы изменился кардинально. Стоит где-то засветиться — об этом будут знать все. Информация моментально разлетится по группам в Viber или Telegram. Хотя в этом есть и свои плюсы: в той зоне, где мы находимся, браконьеры какое-то время промышлять не будут.

На Луковоском водохранилище нарушителей задерживали не раз и не два. Однажды инспектора накрыли целую бригаду, которая специализировалась на ловле раков. Сети с приманками злоумышленники ставили на неделю-полторы. Добытых раков продавали по 25 рублей за килограмм. Всего у браконьеров изъяли шесть сетей, в которых находилось 730 особей. Ущерб, нанесенный окружающей среде, — 27 тысяч рублей… 

Оценить красоту озера в тепловизор или прибор ночного видения сложно. Зато вероятных нарушителей можно увидеть за версту. Инспектора располагаются на небольшом расстоянии друг от друга, начинают наблюдение. Вскоре становится понятно — браконьеры сегодня не появятся. Поднялся ветер, озеро неспокойно. Выйти на воду в такую погоду решатся разве что совсем отчаянные ребята.

Андрей и Александр осматривают прибрежную линию, ищут оставленные сети. Рассказывают, что за прошлый год было изъято более 880 сетей. Их общая протяженность — 35 километров! Еще 355 сетей люди сдали добровольно.

— В 2019-м мы впервые провели акцию по добровольной сдаче сетей. На эту инициативу народ охотно откликнулся, поскольку за хранение незаконных орудий рыболовства человек может быть привлечен к административной ответственности. И неважно, что сеть принадлежала прадедушке и не использовалась уже несколько десятилетий. Хранить такие орудия точно не стоит. Доставать кем-то оставленные сети из водоема тоже не нужно. Даже из наилучших побуждений. За это полагается штраф. Обнаружили сеть, «телевизор», «паука» — звоните в природоохранную инспекцию или милицию, — говорит Андрей Ячник.

Вместо добычи — уголовное дело

Из Малоритского района направляемся в Брестский. Съезжаем с асфальтированной трассы в лес. Проезжаем несколько километров и останавливаемся у лесосеки. Недалеко от нее — большое рапсовое поле. На нем замечаем следы автомобиля. Скорее всего, ночью здесь колесили охотники. Александр Ганин осматривает местность в бинокль, ищет охотничьи лабазы на деревьях. Комментирует:

— Это весьма популярный способ охоты: затаиться на дереве и дожидаться, пока животное выйдет на открытую местность. А дальше — дело техники и опыта. 

Незаконная охота может обойтись очень дорого. Например, штраф за добычу косули — от 50 базовых величин, сумма причиненного вреда — 120 базовых. Плюс уголовное дело и возможная конфискация транспортного средства.

— Большинство охотников добросовестно соблюдают закон, — говорит Андрей Ячник. — Но, конечно, случается всякое. Например, человек взял разрешение на отстрел зайца, а добыл косулю. Не так давно в пограничной полосе задержали шестерых браконьеров, которые намеревались охотиться на дикого кабана, а добыли две косули и одного оленя. Мы их встретили на выезде из пограничной полосы. Злоумышленники попытались скрыться, по пути выбросили четыре мешка с мясом. Что в итоге? Возбуждение уголовное дела, конфискация двух автомобилей, ружей, компенсация ущерба, нанесенного природе. 

Заместитель начальника Брестской областной инспекции охраны животного и растительного мира Дмитрий Кривоблоцкий говорит, что такие грубые нарушения природоохранного законодательства скорее исключение, чем правило: 

— К счастью, сознание людей меняется. Подавляющее большинство охотников и рыболовов соблюдают требования закона. Президентом и членами Совета Безопасности перед инспекцией была поставлена задача на высоком уровне организовать профилактическую и разъяснительную работу, скоординировать деятельность на выявлении злостных, грубых нарушений закона. За прошлый год мы провели 845 полевых контрольных мероприятий, выявили 850 правонарушений. Из них 297 связаны с рыболовством, 141 — с охотой, 308 совершено в сфере лесного хозяйства и лесопользования. Возбуждено 51 уголовное дело. К слову, из года в год число совершаемых правонарушений снижается. Да, сегодня браконьеры стали более оснащенными, но у нас есть все необходимое, чтобы качественно выполнять свою работу — защищать природные богатства нашей страны. 
Особенно активничают браконьеры во время нереста. Увы, зачастую даже огромные штрафы не останавливают тех, кто занимается незаконной добычей рыбы. Санкции и впрямь серьезные. Например, одна плотва — 27 рублей, а во время нереста эта сумма увеличивается втрое! За выловленного в период нереста карпа придется заплатить 18 базовых величин, за щуку — 9. Если сумма ущерба превысит 100 базовых — рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела.
losich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter