Будний день. На часах 16:00. Столичный вокзал ближе к вечеру оживает. Тех, кто уезжает из жаркого Минска не сосчитать. А водители междугородних маршруток, которые прибывают на близлежащие к вокзалу парковки, только рады такому потоку людей. Значит, в кармане уж точно пусто не будет. Только вот мало кто из пассажиров знает, что едет он на такой маршрутке на свой страх и риск…
«Нерегуляры» по-прежнему маскируются под «регуляров»
Пассажирские перевозки на маршрутных такси в обход закону «расцвели» после 2018 года. Тогда в силу вступил закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Документ разграничил требования работы для регулярных и нерегулярных маршрутных такси. Таким образом, маршрутки регулярных перевозок должны иметь четкий график движения, ездить по определенному маршруту и расписанию, а также отправляться с пассажирских терминалов. Помимо этого, говорит начальник отдела контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области Александр Коваленко, у них должна быть лицензия, установлено навигационное оборудование, позволяющее контролировать движение по маршруту, соблюдение ПДД и режим труда и отдыха. Водительское удостоверение, пройденный техосмотр, страховка на транспортное средство и страховка ответственности перед пассажирами – перечень обязательных для водителя документов. Последний – один из важных, ведь от аварий никто не застрахован. А в случае неимения страховки ответственности перевозчик ущерб пострадавшим не возместит… Что касается внешнего оформления, важно, чтобы было понятно откуда-куда едет машина. У водителя должна быть карточка и схема маршрута. А в салоне нужно, чтобы был бейдж с именем водителя и цены.
- А вот нерегулярные - это по большому счету те, кто должен обслуживать свадьбы, корпоративы и туристические группы. Они же в свою очередь должны иметь заказ-наряд с указанием перевозчика и заказчика, а также список пассажиров с указанием старшего группы, - поясняет инспектор.
«Пассажир сегодня введен в заблуждение»
Раньше на регулярных межгородних маршрутах работали в основном «нерегуляры». С принятием закона ситуация должна была поменяться. Однако, некоторые водители решили, что закон писан не для них и продолжили ездить как ездили, без соответствующих документов. Чем для пассажира может обернуться рейс на «нерегулярке»?
- Первое, никто не несет ответственность за то, чтобы доставить пассажира в конечный пункт с сохранности. Хотя в дороге бывает всякое. Второе, «нерегуляр» не дает чеки. Естественно, пассажир не знает об этом. А если это командировка? Человек забронировал место, приехал в точку А, отдал деньги, маршрутка отправилась, а на просьбу «дать чек» никто не отреагировал. Тем не менее в бухгалтерии отчитаться за командировку надо. А так как чека нет, то и возврата потраченных на дорогу денег не будет.
К слову, жалоб касательно невыдачи чеков в Транспортную инспекцию поступает довольно много. Чтобы не попасть в впросак, Антонина Чумакова советует звонить и спрашивать, выдает перевозчик чек или нет:
- Есть вероятность, что после такого вопроса вы попадете у этого перевозчика в черный список. Или же, если вопрос будет задан у входа в маршрутку, то водитель может отказаться вас везти… Ситуация такая, что пассажир сегодня введен в заблуждение. Сложно отличить легального перевозчика от нелегального. Чаще, конечно, нелегалы собирают людей через соцсети.
Сейчас совместно с Минтрансом и МАРТ Транспортная инспекция работает над пересмотрением закона, так как изначально условия перевозки неравные, говорит специалист первой категории отдела контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области Антонина Чумакова.
- Бывает такое, что «регуляры» даже уходят с маршрута из-за того, что «нерегуляр» приезжает на пять минут раньше и забирает всех пассажиров.
История скандальной поставской маршрутки
Парковки вблизи вокзала потихоньку заполняются маршрутками. Причем исключительно теми, кто работает нелегально. А пассажиры об этом ни сном, ни духом. Напротив автовокзала, под знаком «Остановка запрещена» нагло стоит Mercedes-Benz с табличкой «Минск». Водителя нигде не видно. Заглянув в салон, инспекторы поинтересовались у пассажиров: «Где водитель?». Женщина, сидящая ближе к выходу, любезно подсказала: «Отошел, скоро вернется». Запомните эту даму.
В план проверки входит также беседа с пассажирами, которые рассказывают, дали ли им чеки, где бронировали места, куда маршрутка направляется, платили ли деньги. Здесь же тишина. Удалось выведать лишь конечный пункт. На остальные вопросы люди в маршрутке не отвечали, а та самая женщина вторила «спросите в водителя». Тем временем, последнего до сих пор не было видно. Ждем. Вот-вот маршрутка должна ехать. Резко водительское кресло перестало пустеть. Не поверите, кто его занял… Та самая дама, сидящая с пассажирами. Неожиданно и весьма интересно. Видимо, надежда на то, что транспортники махнут рукой и поедут дальше, не отпускала ее. Поэтому театрализованная постановка длилась до последнего момента, коим стал час отправления.
- Давайте начнем сначала, - говорит Александр Коваленко. – Транспортная инспекция, будьте добры предъявите ваши документы.
- Вы кто такие? Я вас не знаю. Ничего я вам не должна, мне ехать надо, люди ждут, - восприняла в штыки дама. - И вообще это все мои знакомые и едут бесплатно.
- Препятствуете проведению проверки? Тогда вызываем ГАИ.
Между тем пассажиры в салоне начинают нервничать.
- Почему вы нас трогаете? Здесь все друг друга знают, - защищается за водителя парень.
- Сколько она взяла за билет с вас? – спрашивает инспектор.
- Это моя соседка. Бесплатно возит, деньги не берет.
Пока ждем ГАИ, водитель в сердцах заявляет, что ничего ей не страшно, ни штрафы, ни суды. Мол собаку съела на этом. Раздраженные пассажиры тем временем все вышли из маршрутки и ждали, чем разрешится эта ситуация. С лобового стекла пропала табличка «Минск», а спустя пару минут после того, как дама-водитель переговорила с парочкой пассажиров, те начали удаляться в сторону дворов.
- Возможно, она их пересадила в другую машину, - предположил инспектор.
Кстати, помимо отказа предъявить даже водительское удостоверение, ей попадет за незаконное переоборудование маршрутки. Вместо положенных 15 мест здесь 18. Чеков естественно всеобщая знакомая тоже никому не дала. Плюс остановка под запрещающим знаком.
Спустя минут 15 прибыл наряд ГАИ. Тут уже водитель все документы показала. Пока получила лишь штраф за остановку под запрещающим знаком – 5 базовых. И повестку явиться в Транспортную инспекцию для дальнейшего разбирательства.
Следующий пункт - Кирова, 2. Тоже стихийная парковка маршрутчиков-нерегуляров. Пустые машины нас не интересуют. Водители-нелегалы уже знают тонкости проверок. Поэтому львиная доля стоящего транспорта пустая. Людей пускают в машину ближе к отправлению.
Видя инспекторов вместе с журналистами, водители вторят в один голос: «Не трогайте вы нас, нам же надо как-то зарабатывать». Однако закон есть закон, его надо соблюдать.
Мы с инспекторами сделали еще круг по вокзалу, и тут мимо проезжает знакомый Mercedes-Benz. Наша дама собственной персоной. И как ни в чем не бывало с теми же пассажирами. Получается, что она их не пересадила в другую маршрутку, а отправила во дворы, чтобы те ничего лишнего не сказали. А после проверки ГАИ забрала. «Пойдет она в суд», - заключает Александр Коваленко.
Городские нарушители
Что касается маршруток, курсирующих в городе, здесь транспортники чаще привлекают перевозчиков к ответственности за проезд пассажиров стоя. Что может грозить пассажирам ушибами, даже при том же резком торможении водителя. Но люди едут. Ведь ждать следующую машину ох как не хочется. Инспектор говорит, что в таком случае наказывается перевозчик, хотя виноват водителю. Он деньги за «стоячих» пассажиров кладет себе в карма. Перевозчики стараются бороться с этим. Некоторые, например, устанавливают камеры в машинах.