![](/upload/iblock/b9b/b9b1ac429a05c3779fd4ba884b4e7441.jpg)
На форуме talks.by мое внимание привлекло, насколько горячо обсуждается тема о выплате родителями нападавшего 23.000 долларов пострадавшей учительнице. На данный момент под материалом почти 8 тысяч комментариев. Но! Обычно люди не читают, каким сетевым псевдонимом подписался человек, оставляющий сообщение на форуме. Вот и я сконцентрировался исключительно на содержании многочисленных реплик о «невиновном мальчике». Через какое–то время по стилю и орфографии этих записей стал замечать несколько наиболее активных комментаторов. Они печатали свои отзывы с таким фанатичным рвением, упорством и частотой, будто занимались монотонной, но неплохо оплачиваемой работой. Тогда и закралось подозрение, что картинка массового негодования создается искусственно... и искусно. Причем — весьма небольшой группой людей!
![](/upload/iblock/afc/afc756ef4ad6afd08ee243235be04056.jpg)
Решил пойти дальше...
Читайте также
![](/upload/iblock/20b/20b0da6d3cafa3c274139f5d1dc31e31.jpg)
Кстати, любой, кто сомневается в объективности обнаруженной мной информации, может без труда проверить ее сам. Человек, который хоть немного «в теме», с помощью доступных программ сможет получить и систематизировать эти данные. Дерзайте!
Подведем итог. Многотысячные комментарии — это вовсе не глас народа, а следствие неумеренной активности небольшой горстки людей, которая изо всех сил пытается создать мощный информационный шум вокруг конкретной темы. Надежда, видимо, на то, что люди, не причастные к этой кампании, искренне присоединятся к ней. Все эти многочисленные односторонние сообщения на форумах, масса страниц в соцсетях и вал петиций лично мне напоминают хорошо отлаженную пиар–технологию. Во всяком случае, несложно заметить, что используется набор традиционных методов и уловок. На фотографиях в соцсетях люди разного возраста позируют с табличками о невиновности конкретного субъекта, оставляя комментарии такого же характера. Чтобы разжалобить людей, массированно размещаются детские фотографии осужденного. Профессионалы пиара называют такой ход «апелляцией к эмоциям». А тематические хештеги объединяют людей под общим лозунгом: парень не виноват. Одновременно с подчеркнутой гуманизацией осужденного происходит демонизация жертвы. Идут регулярные вбросы от уже известной группки, что она лгала, изводила учеников, а улики попросту подбросила...
И тут — важно! — главный вопрос: зачем они это делают? Пока могу только предположить, что таким образом люди... зарабатывают. Думаю, многие слышали, что существуют так называемые биржи комментариев. Они занимаются продвижением любых проектов. И если найдется человек, согласный заплатить за раскручивание идеи о том, что Земля плоская, — будьте уверены, платные комментаторы рьяно возьмутся нести эту мысль в массы. В данном конкретном случае, допустим, можно рассматривать и такую версию: кто–то из окружения осужденного пытается оказать давление на суд, сознательно нагнетая обстановку вокруг этой темы. В своей журналистской практике я, к сожалению, с такими примерами сталкивался не раз... Но это слишком банально и просто. Поэтому рискну предположить: а может быть, дело Скакуна показалось кому–то идеальной площадкой для того, чтобы вызвать недоверие к белорусской правоохранительной системе в целом? Конечно, грязные мотивы могут быть разными, но пока точно ясно одно. Никакого «массового общественного недовольства» нет. Огромное число комментариев — труд мелкой горстки злонамеренных пользователей, которые наверняка садятся за клавиатуру, не помыв руки после туалета... По аналогичной схеме, отдельно отмечу, создается негативный ажиотаж и вокруг других резонансных новостей... Самая свежая и болезненная из них — трагедия в Кемерово. К сожалению, она вызвала многочисленные фейки с числом жертв, лживые информационные вбросы и нагнетание истерии. Кстати, в России уже возбуждено уголовное дело в отношении негодяя–пранкера, который распространял недостоверные сведения о количестве погибших на пожаре, вводя в заблуждение общественность и пытаясь раcкачать ситуацию...
Серьезность проблемы, которая стоит за манипулированием общественным мнением, многие уже осознали. Например, в Европарламенте создано ведомство, у которого единственная задача — противодействие фейковым новостям. Аналогичные подразделения создаются сейчас в Британии и Австралии.
Что же касается нашей истории, то можно вспомнить слова Юлиуса Фучика, актуальные и сегодня: «Люди, будьте бдительны!» Прежде чем поддаваться гневу, убедитесь, что он не инспирирован некоей стороной, очень заинтересованной в ваших страстях. Пока у нас не предусмотрена ответственность за манипуляцию общественным мнением.
Может быть, пора об этом подумать?
zhur@sb.by