Сегодня, 22 апреля, отмечается День судебного эксперта. Для 24-летних Глеба и Ульяны Прокопенко профессиональный праздник еще и семейный. Ребята вместе учились в Академии МВД, на четвертом курсе сыграли свадьбу, распределение получили на родину Ульяны . Молодые эксперты третий год служат в Витебском межрайонном отделе Государственного комитета судебных экспертиз, помогая вывести преступников на чистую воду.
На плечах Ульяны и Глеба – погоны старших лейтенантов юстиции
Прямо в десятку
Улыбчивую изящную Ульяну легко представить на показе мод – модельные параметры позволяют. Когда-то девушка занималась фигурным катанием. Когда пришло время определяться с профессией, выбрала Академию МВД. Между прочим, продолжила династию. В управлении Госкомитета судебных экспертиз по Витебской области служит ее папа и работает мама. Как отнеслись близкие к решению дочери? Если честно, сначала скептически, замечает Уля:– Папа искренне переживал, но потом, поняв, что я настроена серьезно, дал добро. Сказал: «Раз интересно – обязательно пробуй». Попробовала и ни разу не пожалела.
Поступление в Академию МВД – серьезное испытание, и представительницам прекрасного пола никаких поблажек. Конкуренция нешуточная, особенно учитывая, что преимуществами обладают выпускницы кадетских училищ. Проходной балл заоблачный, вспоминает Ульяна:
– Это точно не тот вуз, в который можно идти на «а вдруг повезет». Учеба в академии – отдельный разговор, это действительно тяжелый, упорный труд. Выдержишь – значит, станешь профессионалом.
В случае с Ульяной и Глебом так и получилось. Сейчас на их плечах погоны старших лейтенантов юстиции, а впереди – хорошие возможности для карьерного роста. Молодым перспективным кадрам в комитете всегда рады. Тем более таким, как Прокопенко, – фанатам своего дела. Ульяна исследует почерк, идентифицирует подлинность документов, также ее сфера – трасологическая, изучающая отпечатки обуви, следы взлома и т. д., экспертиза, а еще дактилоскопия. В свою очередь Глеб сосредоточен на баллистических экспертизах, изучает пригодность оружия и боеприпасов для стрельбы:
– Мой конек – тактическая стрельба. А по спортивной стрельбе профи – Ульяна.
– Уступаете пальму первенства? – задаю вопрос с подвохом.
– У нас все по-честному, она правда молодец! – улыбается Глеб.
И с гордостью добавляет, что год назад Ульяна взяла бронзу на республиканском межведомственном чемпионате «Динамо» по стрельбе из табельного оружия. Из пистолета Макарова девушка с 25 метров попадает прямо в десятку.
От эха войны до пневматики
– Нравится ли мне то, чем занимаюсь? – переспрашивает молодой эксперт. – Конечно. На все сто! Каждый рабочий день преподносит что-то новое, интересное. Даже при определенной последовательности это никак не назвать рутиной. При необходимости – выстрелы только со специального станка, дистанционно.
Чаще всего Глебу приходится иметь дело с пневматикой. Через руки эксперта проходит и эхо Великой Отечественной войны: винтовки Мосина, пистолеты Маузера, составные части к ним и патроны… Кто-то сдает опасные находки сам, а кому-то помогают разоружиться согласно закону. Например, недавно в отделе исследовали… противотанковое ружье времен Второй мировой в хорошем состоянии. Его забрали у так называемых черных копателей в марте этого года.
– Глеб, а самый необычный экспонат, который доводилось видеть?
Молодой эксперт на секунду задумывается:
– Это полностью самодельное рабочее ружье, изъятое у одного из «умельцев». Кроме того, однажды выносил заключение по охолощенному пистолету Макарова, который переделали в боевой. Из действительно любопытных редкостей – знаю, старшие коллеги когда-то проводили экспертизу нерабочего револьвера конца XIX – начала XX века «Смит и Вессон». Его считают классикой короткоствольного оружия в США.
Что в чемоданчике?
Каково это, видеть вторую половинку и дома, и на службе? Ульяна находит в этом лишь плюсы:– Думаю, будь Глеб из гражданских, каких-то неловких моментов было бы не избежать. Для примера, как каждый раз объяснить, почему у тебя снова срочный вызов посреди ночи? Будучи в одном ведомстве, всегда поддерживаем друг друга, понимаем с полуслова. Спокойно относимся к тому, что работа неизбежно накладывает отпечаток не только на характер, но и привычки. Так, никогда не открываем незнакомую дверь за ручку – толкаем плечом. А еще я запросто могу поменять любой дверной замок. Спасибо трасологической экспертизе.
До поступления в вуз Уля представляла будущую профессию немного иначе. В реальности все оказалось одновременно интереснее и сложнее, чем в самых запутанных детективах, которые она так любит:
– Теперь фильмы часто смотрим с улыбкой. Когда киноляпы налицо, по-другому не получается. Скажем, показывают сотрудника уголовного розыска, который приходит на место преступления и без колебаний и, представьте себе, перчаток отправляет вещдок в карман… В жизни такое попросту невозможно.
Что в чемоданчике эксперта Государственного комитета судебных экспертиз? Перчатки, ультрафиолетовый фонарик, специальные дактилоскопические порошки и кисть – вот основные Ульянины инструменты. При желании можно снять отпечатки даже с помощью сахарной пудры… Но такие сложности ни к чему, смеется девушка:
– На осмотры мест происшествий мы выезжаем при полной готовности. Нравится, что каждый случай по-своему уникальный. Это как новая загадка, которую предстоит разгадать с помощью науки. Мне интересны экспертизы, связанные с почерком. Определение подлинности денежных знаков – тоже целое искусство. Кстати, бывая за рубежом, стараюсь привезти и сохранить пару местных национальных купюр. Может, однажды получится собрать коллекцию.
Быть в форме
Молодой позитивной семье Прокопенко форма к лицу. Пара держит себя и в хорошей физической форме. И служба обязывает, и занятия спортом по душе. Силовые нагрузки, плавание, год назад ребята впервые встали на горные лыжи. А этой зимой испытание лыжней прошли в парке «Мазурино». Тоже здОрово и здорОво!