Судья Верховного Суда рассказал об ответственности за уклонение от мероприятий по призыву на воинскую службу

Когда дело касается защиты страны

В стране снижается количество преступлений, связанных с уклонением от мероприятий по призыву

Известно, что конституционной обязанностью и священным долгом гражданина нашей страны является защита белорусского государства. Статистика говорит, что за последние годы снижается количество преступлений, связанных с уклонением от мероприятий по призыву. Тем не менее в 2023 году за такое преступление к уголовной ответственности привлечено почти 300 человек. Как видим, проблема, хоть и в малых масштабах, остается. Она же и вынесена на обсуждение на грядущий пленум Верховного Суда, который состоится сегодня, 27 июня. Что рассматривается судом как уклонение от мероприятий по призыву на воинскую службу? В чем общественная опасность таких преступлений? Об этом и не только поговорили с судьей Верховного Суда Владимиром Давыдовым. 


— Владимир Александрович, почему вопросы, касающиеся ответственности за преступления против порядка исполнения воинской обязанности, направления и прохождения альтернативной службы, попали в поле зрения пленума? 

— Для реализации своих полномочий по оказанию помощи судам в применении законодательства, а также в связи с возникающими в судебной практике вопросами Верховным Судом планово была обобщена судебная практика рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против порядка исполнения воинской обязанности, направления и прохождения альтернативной службы. 

Изучение уголовных дел выявило ряд вопросов, требующих выработки разъяснений судам по применению законодательства, что в основном относится к рассмотрению дел об уклонении от мероприятий по призыву на воинскую службу, уклонении резервиста или военнообязанного от явки на сборы, а также делам об уклонении призывника или военнообязанного от воинского учета (статьи 435—437 УК). Наиболее значимые для формирования судебной практики вопросы включены в подготовленный проект постановления, который планируется обсудить в ходе предстоящего заседания пленума Верховного Суда.

— Что можно сказать о статистике, характеризующей судимость за преступления подобной категории?

— Статистические данные говорят о том, что за последние годы мы наблюдаем снижение судимости по статье 435 УК («Уклонение от мероприятий по призыву на воинскую службу»). Если в 2016 году было осуждено 676 лиц, то в 2023-м за это же преступление к ответственности привлекли 266 граждан. Уменьшается и количество человек, на которых налагаются административные взыскания за неявку на мероприятия по призыву. Хотя надо сказать, что данный показатель до недавнего времени оставался значительным. Например, в 2020 году меры приняты в отношении 1333 граждан, а в 2018-м — 2073 лиц. 

Думаю, снижение негативных данных статистики связано в том числе и с тем, что наши граждане стали более сознательно подходить к выполнению своей воинской обязанности, участию в мероприятиях призыва. Кроме того, наверное, все-таки работает и соответствующее информационное обеспечение всей этой деятельности, направленное на предупреждение преступлений. Все это в совокупности и дает такие результаты. 

— В чем общественная опасность таких преступлений? 

— Здесь стоит отталкиваться от того, что написано в Конституции. Там сказано, что защита белорусского государства — это конституционная обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Также в ней установлено, что порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от нее либо замена альтернативной определяются законом. А для реализации гражданами названной конституционной обязанности статьей 14 Закона «Об обороне» и определена воинская обязанность. Также основы исполнения своего долга по защите страны устанавливаются уже другим законом — «О воинской обязанности и воинской службе». Перечислено это все не просто так. 
Ведь общественная опасность таких преступлений заключается в их посягательстве на постоянное функционирование системы мероприятий, обеспечивающих призыв. Нарушение вышеназванных законов влечет за собой затрагивание интересов безопасности и обороноспособности нашей страны, препятствует прохождению гражданами воинской службы, подготовке их к защите суверенитета, независимости, конституционного строя и территориальной целостности Беларуси. 
 — Что такое мероприятия призыва и что судом рассматривается как уклонение от них? 

— Мероприятия призыва перечислены в статье 34 Закона «О воинской обязанности». Среди них — явка на медосвидетельствование, его проведение, заседание призывной комиссии, явка призванных граждан в военный комиссариат, на призывной (сборный) пункт для отправки к месту срочной военной службы, службы в резерве, отправка граждан к месту срочной службы или в резерве. Они носят обязательный характер для всех призывников, достигших возраста призыва на военную службу (18 лет), и являются, по сути, одной из форм реализации ими своей конституционной обязанности по защите Республики Беларусь. 


Однако стоит понимать, что они проводятся только в устанавливаемый указом Президента период. А граждане, подлежащие призыву, то есть мужская половина населения от 18 до 27 лет, обязаны получить повестки военного комиссариата под расписку и явиться в срок на перечисленные мероприятия. Если человек не смог прийти, то в течение пяти рабочих дней со дня окончания обстоятельств, которые препятствовали явке, обязан явиться в военный комиссариат и объяснить причины неявки, подтвердив их документально.

Под уклонением от мероприятий по призыву на воинскую службу (статья 435 УК) понимается умышленное неисполнение гражданином при отсутствии уважительных причин возложенной законом обязанности участвовать в таких мероприятиях, если такое деяние воспрепятствовало принятию и (или) реализации призывной комиссии об исполнении им воинской обязанности.

При этом я хотел бы подчеркнуть, что гражданин, получивший повестку, обязан явиться в военкомат. Только призывная комиссия вправе принять решение относительно того, подлежит он призыву или нет. Самого себя освободить от этого нельзя. Ведь кто-то наивно полагает, что если он, как ему кажется, имеет право на отсрочку или имеет заболевание, препятствующее призыву, то может и не являться по повестке. Но это не так! Следует явиться в военкомат, предоставить документы, пройти медосвидетельствование, и только после этого будет принято соответствующее решение: признать человека годным к службе или же принято в отношении его иное решение — предоставить отсрочку, например. 

— За нарушение воинской обязанности предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Как суды отграничивают их друг от друга? 

— Уголовная ответственность наступает, если уклонение гражданина в период призыва без уважительной причины явилось препятствием к принятию и (или) реализации решения призывной комиссии об исполнении им воинской обязанности. Если неявка не воспрепятствовала принятию такого решения, то состава преступления не будет и лицо будет подлежать административной ответственности, предусмотренной статьей 26.1 КоАП.

Также необходимо отметить, что с недавнего времени внесены изменения в санкцию части 1 статьи 435, которая стала наряду с более мягкими видами наказания предусматривать назначение наказания в виде лишения свободы на три года (раньше было на два). А само преступление перешло из не представляющих большой общественной опасности в категорию менее тяжких. 

Кроме того, увеличены санкции в виде штрафа (от 10 до 30 базовых величин) за неявку на мероприятия по призыву и за нарушение гражданами обязанностей по воинскому учету (до 25 БВ). И, как следствие, названные административные правонарушения перешли из категории проступка в категорию значительных.

— А есть ли срок давности у таких преступлений? Например, человек уклонялся от призыва, был за пределами страны долгое время. И вот в свои, скажем, 30 лет вернулся на родину, а его вызывают в суд — он уклонист. Такие случаи бывали в судебной практике?

— В практике есть дело, когда к ответственности привлекли 32-летнего гражданина, несмотря на то что он был уже непризывного возраста.

В соответствии с законом лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: пять лет — при совершении менее тяжкого преступления (которым является уклонение от мероприятий по призыву). 

При этом течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скроется от органа уголовного преследования или суда. В этих случаях течение сроков давности возобновляется со дня задержания лица или явки его с повинной. В упомянутом случае как раз сроки давности были приостановлены.

gotovko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter