Рецепт счастья
— Сделали генеральную уборку в доме, теперь сочиняем открытки, — извлекает из коробки припрятанные до поры рисунки 11-летняя Карина. — На этом — большое сердце, как у нашего папы. Он добрый, справедливый, всегда выслушает, поможет.Чтобы порадовать папу, двойняшки Полина и Алиса и их сестренка Лера к празднику разучили стихотворение и танец. А еще помогли маме испечь фирменный торт «Семейное счастье» — трехкилограммовый медовик с прослойкой из сгущенки и бананов.
— Рецепт прост: чтобы все удалось, надо вложить душу. Это главный «ингредиент» как в готовке, так и в воспитании, — с улыбкой констатирует Наталья. — Папу в силу его занятости дети видят не так часто, как им хотелось бы. Но даже когда его нет, он незримо присутствует рядом, поэтому про себя мы шутя зовем его «наш домовой». На мужчине дом и держится: Сергей на тракторе обрабатывает участок, картошку сажает — у нас под нее отведено 20 соток. Смотрит за хозяйством: это трое вьетнамских свинок, 40 кур. Дети, которых у нас сегодня десять (это не считая выпускников, уже выпорхнувших в большую жизнь), помогают. Учим их трудолюбию, умению заботиться о других. Отец для них — непререкаемый авторитет, олицетворение надежности, стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Пример того, что человек должен ставить перед собой правильные цели и их добиваться.
Глава большой семьи
У Сергея Михайловича с детства цели было две: стать милиционером и многодетным отцом. О большой семье мечтала и Наталья, мама которой, Надежда Руцкая, в свое время оставила работу фельдшера, чтобы воспитывать приемных детей.— Каждая девушка мечтает быть за избранником, как за каменной стеной. Я, как только Сережу увидела, поняла: из него выйдет прекрасный муж и отец, — признается Наталья. — Знакомство наше было из серии «не было бы счастья, да несчастье помогло». У меня, тогдашней студентки, на дискотеке из сумочки стащили деньги. Стою, на глазах слезы, он подходит: «Что пропало?» Через время возвращается — с воришкой, который мне всю сумму до копейки вернул. Потом Сергей, на тот момент уже работавший в милиции, проводил меня до дома, а на следующий день... позвал замуж. Но согласилась я, «испытав его на прочность». Позвала в ягоды: «Соберешь пять литров черники — свадьба будет!» Он принес десятилитровое ведро с горкой! Теперь в чернику, малину, клюкву ходим с детьми.
Хоть Сергей заведует хозяйством, а Наталья — детьми, делить работу на мужскую и женскую в их семье не принято. Если надо, папа и с уборкой поможет, и с уроками.
— Меня как-то спросили, кто у нас главный. Сказал — жена. Я подполковник по званию, она — полковник по жизни, — говорит Сергей Михайлович. — Настоящий мужчина должен уступать женщине, а не самоутверждаться за ее счет. Я своей Наташей горжусь: добрая, хозяйственная, красивая, талантливая. Получила высшее образование в Могилевском университете продовольствия (ныне БГУТ. — Прим. ред.) и теперь готовит для избранного круга людей — своих близких. Решила, что для нее главнее не карьера, а семья. Обеспечивать семью, благодаря которой я достиг всего, что имею, — моя задача.
Осознанное отцовство
Мечта Сергея и Натальи о большой семье сбылась. И когда у них уже подрастали трое пацанов, они решили... стать приемными родителями.— Боль в глазах ребенка-сироты — «Вы уходите, а я остаюсь», мне знакома с детства. Отец и мама трудились педагогами-воспитателями в доме-интернате, и я пропадал там сутками, — вспоминает Сергей Михайлович. — Они, кстати, забирали сирот к нам на выходные, праздники. Одна из девчат, с которой вырос, теперь наш с женой общий друг.
В 2005-м Сергей и Наталья забрали из Могилевского Дома ребенка Тимошу.
— Постреленок, которому еще не исполнилось трех лет, сам отвоевал право жить с нами, — смеется Наталья. — Детишек вокруг много собралось, все ручки тянули: «Мама!», а он их от нас отгонял тапком.
— Тимофей — сирота социальный, его мама предпочла сыну гулянки. Дети, рано осознавшие свою ненужность, как правило, проблемные: не хотят учиться, дерзят, не находят общего языка со сверстниками, склонны ко лжи, воровству. И мы изначально были к этому готовы, — подчеркивает Лобков. — Выражение «гены пальцем не задавишь» отчасти верно, но для меня не аксиома. Ребенок меняется под влиянием обстоятельств, когда учится доверять, понимает, что его любят безусловной любовью — просто за то, что он есть. Вот нас, когда Наташу взять решили, предупреждали: это депрессивный подросток, склонный к суициду. Благодаря моей жене, которая подключила психологов, Наташа «отогрелась», расцвела. Сегодня она уже сама мама.
По папиным стопам
Их старшие сыновья выросли: Виталий работает инженером-программистом в Жодино, Денис учится в БНТУ на инженера-строителя, девятиклассник Максим, как и отец, увлекается греко-римской борьбой и мечтает стать милиционером. Приемный сын Дима, окончив лицей МВД, поступил в Могилевский институт МВД.— В свое время, когда мы его, десятилетнего, забирали из интерната, он сильно переживал. Чтобы успокоить, водрузил ему на макушку свою фуражку: «Не плачь, сынок, милиционером будешь!» — вспоминает Сергей Михайлович. — Сбылось! Еще одна наша выпускница, Валерия, пошла в педагогику, но работать мечтает в инспекции по делам несовершеннолетних. Какие профессии предпочли наши выпускники, какие выберут те, кто сегодня с нами, для меня не самое главное. Куда важнее, чтобы они нашли свое место в жизни и стали хорошими людьми.
kislyak@sb.by