«Мошенники увели деньги у всей семьи»: специалисты рассказали, почему так сложно сказать «нет» киберворам

Код наплакал

Почему не всегда удается сказать нет киберворам

«Не говорите данные своей карты», «не называйте код, пришедший в СМС», «не скачивайте никаких приложений, о которых вас просят по телефону» — эти фразы звучали и звучат постоянно. Профилактика, конечно, дает результат. Но межу тем суммы, утекающие с карт, в разы выросли. 

Фото  pexels.com

Обокрали всю семью

В столичное Ленинское РУВД обратились отец, мать и сын. Им позвонили сотрудники «правоохранительных органов». Оказалось, что в банке, в котором лежат деньги семьи, орудует мошенник. 

— На ваше имя пытаются взять кредит, — сказали по телефону. — Чтобы предотвратить несанкционированные действия, нам нужна ваша помощь. Мы проводим спецоперацию. 

Дальше мошенники потребовали установить мобильное приложение для удаленного доступа. Так они узнали коды смс-подтверждений, поступавшие на телефоны жертвам. А потом оформили кредиты на всех членов семьи и деньги увели. Более того, семью попросили сходить в ближайшие отделения банка и взять еще кредиты на максимально возможные суммы. 

— Все деньги были сразу же переведены в иностранные банки. Общая сумма похищенного без учета процентов, которые также придется выплачивать по взятым займам, составила около 60 тысяч руб­лей, — рассказывает старший оперуполномоченный отделения по противодействию киберпреступности криминальной милиции Ленинского РУВД Евгений Богдан.

Точно таким же способом, как обманули минскую семью, мошенники развели 47-летнюю брестчанку. Правда, сумма была в разы меньше — 21 тысяча рублей. А молодая минчанка в октябре лишилась 17 тысяч. Ей позвонил мужчина из «службы безопасности» одного из банков и сообщил: «Со счета пытаются списать денежные средства. Вероятно, из-за утечки данных по вине недобросовестных работников банка. Вам необходимо перевести все имеющиеся средства на «безопасный» счет, для этого нужно назвать сведения всех карт, эмитированных на ваше имя». Звонивший беседовал очень настойчиво и даже угрожал бедняжке уголовной ответственностью за отказ совершения требуемых им действий. Девушка выполнила все, о чем просили. На ее мобильный телефон приходили СМС с кодами, которые она сообщала лжесотруднику банка.

Оперативная игра

В то же время злоумышленники меняют криминальные схемы. Например, в Минском районе зафиксированы случаи, когда мошенник звонит жертве, представляется сотрудником банка, уведомляет о наличии на ее имя заявки на оформление кредита, после чего соединяет с якобы сотрудником МВД по экономическим вопросам. Тот предлагает поучаствовать в «оперативной игре».

— Жертву просят приехать в отделение банка и оформить на свое имя кредит. Если его одобрят и откроют кредитную линию — значит, это мошенники. При этом, приехав в банк, никому не говорите об участии в оперативно-следственных действиях, чтобы не спугнуть злоумышленников, — рассказывает старший оперуполномоченный отделения по противодействию киберпреступности УВД Минского райисполкома старший лейтенант милиции Антон Афанаскин.

После оформления кредита злоумышленник просит установить мобильное приложение удаленного доступа AnyDesk для аннулирования кредитной линии. Имея паспортные данные потерпевшего, он завладевает кодами 3D-secure, пришедшими на номер жертвы, и похищает деньги.

Проценты придется выплачивать

К сожалению, безалаберность жертв оборачивается против них самих. Ведь кредит придется погашать. 

— Банки активно внедряют новые технологии для защиты данных и средств их клиентов. Кроме этого, МВД совместно с Национальным банком подготовило проект указа Главы государства по защите данных граждан, — рассказывает Андрей Ковалев, начальник Главного управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции. — Это не коснется бизнеса, а только физических лиц. 

Начальник управления по противодействию киберпреступности ГУВД Мингор­исполкома Алексей Новаш отметил: ожидается, что физические переводы в другие государства по времени могут стать дольше. Перед отправкой средств на другую карту будет разовый случай, когда сотрудник банка свяжется с отправителем и подтвердит перевод. Только после этого деньги окажутся на карте у получателя. Будут привязки к белорусским мобильным операторам, поcкольку зачастую мошенники используют сим-карты других государств, также будет использоваться белорусский сегмент IP-адресов.

Ставки за чужой счет

В прошлом месяце в бобруйскую милицию обратился 63-летний житель райцентра с заявлением о хищении 2,5 тысячи рублей с банковской карты. Как оказалось, похититель, 24-летний коллега, — заядлый игроман. Пока мужчины не было на рабочем месте, парень нашел в его сумке пластик, сфотографировал и положил на место. Полученные данные привязал к своему аккаунту в онлайн-игре и около двух месяцев расплачивался за предлагаемые в ней услуги и товары.

Пароли взломаны

29-летний солигорчанин взламывал чужие учетные записи на игровых площадках и похищал валюту, как «игровую», так и реальную. Установлено около 500 фактов взлома акаунтов. Платежные средства переводил в криптовалюту и обналичивал через банковские карты знакомых. Последние получали за услугу вознаграждение. Для конспирации преступной деятельности мужчина, подбирая пароли, заходил в интернет через роутеры соседей. 

В его компьютере сотрудники милиции обнаружили различные программы для автоматического подбора паролей к учетным записям пользователей, авторизации и конспиративного получения данных о чужих аккаунтах.

В браузере зафиксированы многочисленные подключения на различных серверах с исполь­зованием конфиденциальных данных потерпевших.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter