Как исторически сложилось, что наша страна всегда находилась на пересечении важных торговых маршрутов. Благодаря расположению в центре Европы через территорию Беларуси проходил знаменитый путь «из варяг в греки», который протягивался через Балтийское море, Восточную Европу в Византию. При помощи Неманского торгового пути в пятнадцатом веке набирала обороты торговля лесом. Сегодня мы стали важным звеном инициативы КНР по воссозданию Шелкового пути. Для нас постепенно открываются двери на один из самых крупных и быстрорастущих рынков мира.
На фоне стратегических задач по диверсификации экспорта это как нельзя кстати. И мы не упускаем возможности войти на новые торговые площадки. Недавно заместитель председателя Брестского облисполкома Андрей Клец поделился: Брестская область за девять месяцев этого года в полтора раза нарастила объем экспорта в Китай. Товарооборот Брестчины и КНР составил 123,9 млн долларов. На экспорт пришлось порядка 23,8 млн долларов (рост — 147 процентов к уровню 2018-го).
Но это частный пример. Если говорить об экспорте наших товаров в Поднебесную в целом, для достижения задач по диверсификации экспорта нашим компаниям еще нужно обучать своих маркетологов китайскому этикету: торговое сальдо пока остается для нас отрицательным. Восток, как оказалось, дело тонкое: импорт из Китая на протяжении 19 лет постоянно растет, а вот наши поставки демонстрируют разную динамику. В 2018 году экспорт товаров в КНР составил 516,2 млн долларов (темп к предыдущему году — 128 процентов). При этом основным драйвером роста экспорта товаров выступили поставки сельхозпродукции: их доля увеличилась с 5,5 процента в 2017-м до более 15 процентов.
Директор Национального центра маркетинга МИД Валерий Садохо не скрывает: нашей стране удалось закрепиться на азиатских рынках в этом году. В частности, экспорт в Китай с начала года вырос на 75 процентов по отношению к предыдущему. По его словам, проникновение на рынок Китая, как и на многие зарубежные рынки, является сложной задачей в связи с возрастающей конкуренцией.
В Китае конкуренция ощущается особенно остро. Многие страны-экспортеры, понимая емкость рынка, прилагают немалые усилия, чтобы обойти конкурентов. Для захвата привлекательнейшего рынка Китая в различные производства инвестируют многие транснациональные корпорации. Только США вложили в китайскую экономику сотни миллиардов долларов.
Говоря о барьерах, с которыми сталкиваются белорусские экспортеры в Китае, Валерий Садохо также обращает внимание на ряд условий, которые нужно выполнить при входе на рынок. Так, для получения разрешения на поставки, например, мясо-молочной продукции необходимо направить запрос в головное таможенное управление КНР, которое оценивает и определяет, стоит ли начать процедуры допуска. Далее китайская сторона потребует заполнения анкеты для оценки рисков. Могут запрашиваться дополнительные материалы и осуществляться проверка на белорусских предприятиях-экспортерах. На основании анкет составляется проект требований к импортной инспекции и карантину. Стороны подписывают соответствующий протокол. После этого белорусский экспортер проходит специальную аккредитацию-регистрацию и получает сертификацию.
При этом эксперт считает, что за пять лет возможно диверсифицировать белорусский экспорт по программе «30—30—30». Но для этого нужно выполнить ряд условий. Отказываться от премиальных рынков в пользу стран так называемой дальней дуги нет смысла, так как из-за большого транспортного плеча результативность экспорта будет низкой. Следовательно, остается только один выход — наращивать объем производства экспортной продукции. Без привлечения прямых иностранных инвестиций в производство экспортных товаров это сделать будет сложно. Чтобы приблизиться к выполнению программы «30—30—30», потребуется рост производства экспортных товаров по меньшей мере на 30 процентов.