Занятия проходят три раза в неделю
В будущем пригодится
Под потолком в мастерской, что в здании при храме, сотни две планеров. Это авторские работы ребят, посещающих кружок авиамоделирования при воскресной школе. Сюда мальчишки и девчонки приходят после общеобразовательной школы трижды в неделю. Первым делом садятся за обеденный стол, пьют чай. А после, прочтя «Отче наш» и поблагодарив за трапезу, приступают к занятиям: вырезают из пенопласта крылья, делают из камыша рейку-фюзеляж, стабилизатор, киль, склеивают детали.– Полет планера зависит от того, насколько грамотно он создан, – толкует детям отец Николай. – В этом деле спешка не помощник, сделаете неаккуратно – модель и пару секунд в небе не удержится.
Планер отца Николая парит в воздухе 23 секунды, детские – до 14. Движение похоже на полет журавля – тихое, плавное... На крыло в авиакружке ставят еще и радиоуправляемые самолеты, способные зависать в небе минут на 20. Есть и кордовая модель – управляемый аппарат летает по кругу внутри сферы.
На крыльях читаю имена создателей: «Жора», «Миша», «Максим Петрушков». Основная масса кружковцев – ученики 5–7-х классов. Восьмиклассник Сергей Сухоруков авиамоделизмом увлекается уже три года:
– Радиоуправляемые модели запускаем в спортзале школы, планеры – на улице. В соревнованиях участвуем в Быхове, Могилеве. В прошлом году в райцентре занял второе место по дальности полета – мой аппарат преодолел расстояние в 25 метров!
13-летний Егор Шаленков убежден: занятия в кружке ему пригодятся в будущем, потому что учат терпеливости, внимательности, находчивости. А он мечтает стать военным, служить на границе.
С упоением рассказывают ребята не только о запуске планеров в небо, но и об уроках на компьютерном симуляторе. С его помощью в программе, моделирующей реальные условия полета, они учатся делать на самолете бочку и петлю.
У Владислава Аниськова это получается с легкостью – при нас «не разбился» ни разу, не зря стаж юного авиаконструктора – четыре года:
– Мастерим разные модели истребителей: Су-30, МиГ-15, МиГ-16, МиГ-21... Кому-то это удается запросто, кто-то несколько недель тратит. Над отстающими не подтруниваем, а подсобляем им – отец Николай учит, что взаимопомощь важна в коллективе.
Сестры Березун авиамоделизмом увлеклись вслед за братом Андреем. 12-летняя Даша и 10-летняя Аня объясняют:
– Как-то принес домой модель самолета, чтобы доделать, и мы увлеклись. А еще отец Николай интересно рассказывает о церковных праздниках, о героях-летчиках Великой Отечественной войны.
Авиамодели и вера
Николай Павлович небом грезил с юности. Хотел поступать в Московский авиационный институт – на летчика. Высокую мечту оборвала медкомиссия: «Не годен по состоянию здоровья». Из-за проблем с давлением его и в армию не взяли. Пошел в Могилевский пединститут – на учителя физики и математики. На четвертом курсе написал научную работу, впоследствии опубликованную в Академии наук. Был направлен в Могилевское отделение Института физики АН БССР. Разработав оптический прибор, стал младшим научным сотрудником. Казалось бы, жизнь удалась – впереди научная карьера, отличные перспективы. Но через четыре года Николай ушел из науки:– В вузе многие молодые сотрудники увлекались судо-, авиамоделизмом. Став учителем физики в одной из школ Могилева, я организовал авиамодельный кружок.
Увлечение авиамоделизмом и вера, к которой отец Николай пришел, стали его ключом к небу. В поисках своего предназначения педагог переехал в Славгород, учил детей авиамодельному спорту во Дворце пионеров. Параллельно помогал восстанавливать старинную церковь в райцентре. Осознав, что хочет работать при храме, пел на клиросе в кафедральном Соборе Трех Святителей в Могилеве. Приняв сан священника, трудился в церкви в агрогородке Лесная Славгородского района, а 30 лет назад стал настоятелем храма в Быхове. Сделал ремонт, провел отопление, в 2011-м открыл кружок авиамоделирования.
Отец Николай объясняет:
– В 2010 году чудотворную икону Барколабовской Божией Матери передали в возродившийся в Барколабово женский монастырь, количество паломников уменьшилось, появилось больше свободного времени. С детьми говорим не только о планерах, но и о православии, учебе, планах. Им важно понимать, что их слушают и слышат.
Самолеты – это не только про мальчиков
Зам по «бортпайкам»
Антон Короленко, который в свое время служил на военном аэродроме в Быхове, теперь на пенсии, помогает при храме:– Отец Николай учит детей не только мастерить, но и прививает им интерес к истории – рассказывает о трижды Героях Советского Союза Иване Кожедубе, Александре Покрышкине. На уроках по полтора-два часа ребята о мобильниках даже не вспоминают.
Отца Николая Антон Короленко называет командиром, себя – замом по воспитательной работе и «бортпайкам» – после учения раздает кружковцам сладости, что жертвуют прихожане.
Сам отец Николай любовно кличет учеников «истребителями» – за то, что мастерски истребляют паек и основной материал для планеров – пенопласт:
– Пенопласт нужен плотный и пластичный, чтобы не крошился при резке. Покупаем еще термоклей, цветной скотч. Учу детей бережному отношению, экономии.
Наблюдая за тем, с каким терпением отец Николай общается с учениками, понимаешь, что в мастерской батюшка на крыло ставит не планеры. Его задача шире – научить летать неокрепших птенцов:
– Самое эффективное воспитание – труд. А еще надо оставлять детям право выбора, не навязывать им свои взгляды, особенно в вопросе веры. Обратить в нее нельзя – к ней надо прийти самостоятельно. И эта дорога к храму у каждого своя.
kislyak@sb.by