В воскресенье, 8 декабря, исполняется 25 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Чего удалось достичь Беларуси и России за прошедшую четверть века и в чем уникальность нашего союза, порассуждали эксперты в эфире программы «Клуб редакторов» на телеканале «Беларусь 1».
Как отметила председатель Белорусского союза женщин, директор представительства МТРК «Мир» в Беларуси Ольга Шпилевская, союз, который построили Беларусь и Россия, проверен временем.
— Каждое решение, распоряжение, указ, совместное действие проверены временем. 25 лет — это большой отрезок. Понятно, что где-то было не так просто, нужно было набить шишки, пойти на какие-то уступки. Это всё тоже важно, — подчеркнула она.
По ее словам, Союзное государство — это тот случай, когда страны в союзе действительно равны.
— У нас равенство двух государств в союзе не зависит от величины стран, от того, кто кому в каких моментах будет помогать. Учитываются национальные интересы каждого народа, но при этом строится союз. Это пример для западных стран, как может быть по-другому. Мы видим примеры разных союзов, но этот уникален, — добавила гостья программы.
Декан факультета журналистики БГУ политолог Алексей Беляев обратил внимание, что, когда упоминают Союзное государство, часто звучит слово «строительство».
— Это такой классический случай строительства, когда начали с того, с чего надо: с фундамента, не с крыши. Закладывали равенство в социальных гарантиях: пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, получение образования, равное для граждан двух стран. Одновременно выстраивали очень важную стену — безопасность, — подчеркнул он.
Эксперт добавил, что сегодня уже выстроены и фундамент, и стены, многое сделано для экономической интеграции и не только.
— Сегодня уже можно говорить о выстраивании крыши, каком-то завершающем этапе. Но то, что строили долго, строили на века. Это не было результатом каких-то быстрых, спонтанных решений. И, что еще важно, Александр Лукашенко, подписывая все союзные договоренности, выполнял волю белорусского народа, — отметил Алексей Беляев.
Он напомнил, что на референдуме 1995 года белорусы большинством голосов поддержали действия, направленные на экономическую интеграцию с Россией.
— Президент Беларуси ни на йоту не отошел от того технического задания, которое ему поставил белорусский народ, чего не скажешь о лидерах многих других стран, которые на выборах обещают одно, а потом начинают делать прямо противоположное, — акцентировал Алексей Беляев.
Заведующий кафедрой социальной политики и идеологии Академии управления при Президенте Вадим Елфимов в свою очередь дополнил:
— Что касается самой концепции Союзного государства, она никоим образом не противоречит суверенитету наших стран. Мы идем по пути сбалансированного развития двух государств. У нас две страны, но судьба общая.
Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин также отметил:
— У американцев есть хорошая технология для демонстрации эффекта от реализации того или иного проекта — антиутопия. То есть, в нашем случае, представить, что было бы, если бы союза не было. Не было бы экономического базиса, доступа к российскому рынку, энергоносителям, гарантий безопасности. Если бы был этот сценарий, начиная, условно, с 1999 года где-то до 2010-го однозначно была бы вероятность проведения у нас каких-то интенсивных бархатных революций или захода натовских войск.
Заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности, директор — главный редактор издательского дома «Беларусь сегодня» Дмитрий Жук заметил: то, что Беларусь выбрала именно такой путь развития, было очень мужественным и правильным решением.
— Представьте, после развала Советского Союза не прошло и 10 лет. Все эти воспоминания были свежи. Были свежи обещания Запада, в которые мы хотели верить. И Александр Григорьевич, увидев, что там нет пути в будущее, развернул страну, по сути, на Восток после эпохи Шушкевича и других руководителей. За последние 25 лет были разные времена, но были две сферы, где [у Беларуси с Россией] было полное взаимопонимание и сотрудничество. Это военная сфера и сфера простых человеческих отношений на уровне людей, живущих в двух странах, — дополнил сенатор.
Фото: скриншоты видео.