Сплав современной кухни с национальными корнями: какое будущее у национального фастфуда?

Клецки с душами против гамбургера

Любителей фастфуда неприятно удивило сообщение о том, что некоторые зарубежные сети предприятий быстрого питания закрывают свои рестораны в России. Впрочем, называть эти пункты общественного питания ресторанами не совсем верно, однако следует признать, что они снискали популярность в наших широтах. Причиной тому вовсе не вкусная и качественная еда — это, кстати, весьма спорный момент, — а грамотный и весьма успешный маркетинг. Но тревожный сигнал уловили и в Беларуси. Многие задались вопросом: где же можно будет перекусить, если подобные ограничения коснутся и нас? После небольшого исследования «Р» заверяет: даже если так случится, голодным не останется никто, а отдельные практики вполне заслуживают распространения по всей стране.

Ассортимент увеличивается, цена остается демократичной.

Быстрый перекус

Гамбургеры и картофель фри, хот-доги и пицца, пирожки и шаурма, блины и прочие кулинарные изделия, которые можно получить после недолгого ожидания и унести с собой или съесть на месте, — это и есть то, что мы считаем фастфудом. В кулинарной науке так называют питание с уменьшенным временем приготовления и употребления пищи с очень простыми столовыми приборами, а то и вовсе без них, даже вне стола. 

По оперативным данным Торгового реестра Министерства антимонопольного регулирования и торговли, в 2021 году в Беларуси функционировало 22 140 объектов общественного питания, включая сезонные кафе, магазины или отделы кулинарии и другие объекты, на 910,8 тысячи мест. Это, к слову, на 1176 объектов больше по сравнению с 2020-м. Очевидно, что и без «импортных» ресторанов быстрого питания мест для перекусов у нас хватает. Но есть ли среди них такие, которые могли бы при умелой маркетинговой политике стать брендом страны? Чтобы выяснить это, мы отправились в заведения, чья продукция стала известной во всей Беларуси, хотя находятся они даже не в столице. 

Безупречная репутация

Каждый уважающий себя блогер, подвизающийся на ниве кулинарии, обязательно упоминает в качестве удачного примера национального фастфуда бутербродную «Лодочка», что в городе Барановичи, на местной пешеходной улице. Там же, кстати, находятся и другие заведения общественного питания — например, ресторан с изображением капитана Сандерса, кафе, где подают круассаны. Очередь же не иссякает к павильону с «лодочками». Чем же они прельщают покупателей?

Булочка в форме лодочки выпекается по специальному рецепту в аппарате, напоминающем вафельницу. Поэтому снизу получаются рельефные квадратики, как на венских вафлях, а сверху — углубление для сосиски или другой начинки. 

Наибольшей популярностью пользуются «лодочки» с сосисками.

— Булочка выпекается ровно восемь минут, — делится некоторыми подробностями Алла Заиченко, директор бутербродной «Лодочка». — Готовые изделия выкладывают на доску, чтобы немножко остудить, обстругивают лишнее с боков — бывает, тесто переливается через форму. Если покупателей мало, часть аппаратов мы отключаем, чтобы булочки не накапливались и чрезмерно не остывали. В готовые кладем разные начинки: сосиску, курицу, курицу с грибами, мясной фарш. К ним прилагается ломтик маринованного огурчика и три вида соуса — майонез, кетчуп, горчица. 

Последняя заслуживает отдельного упоминания. Откусив от «лодочки», чувствую, что сейчас дыхну огнем не хуже дракона. 

— Горчицу сами делаем, — смеется Алла Чеславовна. 

Бутерброды «Лодочка» — удачный пример национального фастфуда.

Ядреная, ароматная — с такой не стыдно и к холодцу приступить!

Кроме «лодочек», в ассортименте есть блины с разными начинками и осетинские пироги. Все делается на месте, покупатели получают их с пылу с жару буквально после нескольких минут ожидания. Сейчас изучается покупательский спрос на пышки из дрожжевого теста. Если местным гурманам понравятся, будет налажен и их выпуск. 

— Делать пироги мы учились в Кисловодске, — вспоминает Алла Заиченко. — Изготавливаем их с адыгейским сыром, вишней, мясом. Сами придумали еще один вариант начинки — картошка со шкварками, на наш, белорусский манер. И не прогадали: идут лучше, чем с адыгейским сыром, который является классической начинкой. 

Тем не менее наибольшей популярностью пользуются «лодочки» с сосисками. У жителей Барановичей, особенно у семей с детьми, уже стало традицией прогуляться по местной «пешеходке» и съесть такой бутерброд. И цены весьма демократичные: бутерброды стоят от 2,1 до 2,6 рубля. Осетинский пирог можно приобрести по цене от 3 до 3,6 рубля, а блины — от 90 копеек с вареной сгущенкой до 1,6 рубля с ветчиной и сыром.

Выпеченные булочки слегка остужают, с боков снимают лишнее. 

Наибольший наплыв покупателей в «Лодочке» приходится на обед и уже не спадает до вечера. С утра желающих перекусить меньше, но без дела все равно сидеть не приходится. Сейчас бутербродная потихоньку выруливает на докоронавирусную колею. 

— До пандемии мы продавали по 1000 лодочек в день,  и это не считая остальной продукции, — с ностальгией вспоминает Алла Чеславовна. — Затем продажи упали втрое. Сейчас объемы постепенно нарастают. 

Правда, накормить своими оригинальными бутербродами всю страну владельцы предприятия пока не готовы: опасаются не справиться с контролем качества. А оно должно быть отменным, ведь именно в этом кроется секрет популярности. 

Чебуреки из СССР

Между Гомельской и Могилевской трассами, на реке Волма, расположился городской поселок Смиловичи. Многие слышали о нем благодаря аграрному колледжу, церкви Святого Георгия Победоносца, а также чебуречной. Этот объект общественного питания находится практически в центре городка, однако приезжему найти его непросто: заметная вывеска отсутствует. Впрочем, те, перед кем стоит цель отведать смиловичских чебуреков, от своего не отступаются. 

Рецепт чебуреков вовсе не является секретным.

— Тесто самое обыкновенное: соль, вода, мука. Фарш состоит из свинины, говядины, добавляем лук, соль, перец и водичку, чтобы сочным был, — охотно делится старший повар Нина Додонова. — Все согласно калькуляции по сборнику рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. Почему тогда вкуснее, чем у конкурентов? Не знаю… Может, потому, что с душой подходим?

Нина ДОДОНОВА: «Готовим с душой, потому и вкусно». 

По словам буфетчицы Елены Нежевец, в городке есть и другие объекты фастфуда. Однако, заглянув в них из любопытства, клиенты все же возвращаются в чебуречную. Можно поесть прямо здесь, за столиками, однако люди предпочитают брать по 5–6 чебуреков и столько же пирожков с повидлом с собой. Запас солидный, ведь чебуреки довольно крупные: обилие вкусного фарша в умеренно тонком слое теста. Есть нужно осторожно, ведь горячий мясной сок так и норовит брызнуть в стороны, потечь по рукам. 

Поток покупателей не иссякает: сюда идут за завтраком, обедом, а вечером могут посидеть в заведении или запастись провизией для всей семьи на ужин. В день продается до 500 чебуреков, и работникам кухни приходится нелегко: за один раз в электрическую сковороду помещается лишь 18 изготовленных вручную штук, а кроме них здесь пекут пирожки с повидлом, картошкой, капустой, мясом и рисом, беляши, пиццу, сосиски в тесте, драники, фаршированные мясом. 


— Помимо местных жителей, среди наших клиентов — водители-дальнобойщики, которые переезжают с одной трассы на другую или сворачивают к нам специально за чебуреками, прихожане церкви Святого Георгия Победоносца, среди них есть даже гродненцы и брестчане, — перечисляет Елена Леонидовна. — Восхищаются вкусом, удивляются цене. Ведь чебурек стоит 1 рубль 15 копеек, а пирожки и вовсе по 60 копеек. 

Этот фастфуд, родившийся в незапамятные времена, считают своим национальным блюдом татары, турки, узбеки, литовцы. Белорусы на авторство не претендуют, однако поглощают чебуреки с большим удовольствием. Поэтому они вполне могут занять достойное место среди белорусских блюд быстрого приготовления. 

Обед будет вкусным. 

С пылу с жару из печи

Улыбчивый поваренок со смаженками на щечках — так выглядит фирменный знак, зарегистрированный Кировским районным потребительским обществом. Уже более 40 лет здесь, в центре городка, возле автостанции, всех желающих кормят невероятно вкусными смаженками — если можно так выразиться, белорусским вариантом пиццы. 

— Смаженки всегда пользовались огромной популярностью, но оборот мы набрали, конечно же, не сразу, — рассказывает Татьяна Акушевич, заместитель председателя Кировского райпо. — Все началось на этом же месте, с дощатого неотапливаемого строения летней конструкции. Печь, которая сейчас на кухне, стояла прямо в зале, так что весь процесс приготовления проходил на глазах у покупателей, и смаженки они получали буквально с пылу с жару из печи. Основными клиентами были сельские жители, которые приезжали в райцентр по делам, за покупками, а перед возвращением домой обязательно заходили в привокзальный буфет перекусить. В 2006 году здесь установили стационарный павильон, а в 2019-м сделали в нем современный ремонт, соорудили летнюю веранду. Летом мы работаем до часу ночи, конечно, посменно. Открываемся в восемь утра: чтобы к этому времени смаженки были готовы, наши повара приходят на работу к пяти. 

Смаженками можно лакомиться с раннего утра до ночи.

Самая первая смаженка была с обыкновенным мясным фаршем, сверху залитая сыром с майонезом. Сегодня в меню больше 15 наименований: с мясным и куриным фаршем, мясом и грибами, курицей и помидорами, ветчиной, кальмарами и креветками, творогом, апельсином, яблоком. Ассортимент увеличивается с каждым годом, а цена остается демократичной — от 1,06 до 2,3 рубля. 

— В 2019 году мы забрендировали свою смаженку и стали расширяться, — продолжает Татьяна Валерьевна. — Добавилось два таких же объекта в Бобруйске, сейчас подумываем об открытии третьего. Здесь же в день обслуживаем более 600 человек, которые покупают как минимум 2000 смаженок. Иногда это количество доходит до 4000, а по выходным — даже до 4500. Наше заведение стоит на дороге из Бобруйска в Могилев, которая, конечно, не такая оживленная, как трасса Гомель — Минск, но все проезжающие знают наши смаженки. 

Самые вкусные смаженки — горячие. 

Время близится к вечеру — у прилавка выстраивается такая очередь, что приходится задействовать вторую кассу. Действительно, почти все берут по 5—6 смаженок с разными начинками. За столиком устроились двое молодых мужчин, перед каждым — по пять штук. Сами они из Витебска, в Кировске проездом всего лишь во второй раз в жизни, однако дорогу к смаженкам уже запомнили. 

В меню «Кировских смаженок» более 15 наименований.

Рецепт дивного дрожжевого теста, из которого получаются потом пышные, тающие во рту смаженки, нам раскрывать не спешат. Отмечают лишь, что есть их лучше только что приготовленными, горячими. 

Получается, секрет успешного фастфуда достаточно прост: качественные, свежие продукты да приготовление с душой. 

К слову, о душах…

— В крупных сетях предприятий быстрого питания зарубежного происхождения нет ничего особенного, кроме великолепного маркетинга, который сделал их не просто модными, а даже культовыми заведениями,
— считает Валерия Клицунова, председатель правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне». — Нам под силу создать интересный национальный фастфуд, который понравится и нашим людям, и гостям страны. Но это должно быть не копирование популярных блюд, а сплав современной кухни с национальными корнями. Как вариант — можно поиграть с картошкой. Мы ведь бульбаши, у всех ассоциируемся с «бульбой», вот вокруг этого слова и нужно строить маркетинговую политику. Картошку можно предлагать с разными наполнителями. Еще мне очень нравятся клецки с душами — исконно белорусское блюдо, когда-то ритуальное, широко распространенное в Витебской области. Это красиво и здорово. Сама клецка делается из тертого картофеля, начинки, или души, могут быть разнообразными — традиционный мясной фарш, домашняя или «пальцем пиханная» колбаса, творог, грибы, но обязательно с сакральным элементом — тмином. Я бы рассматривала это как шанс заявить о себе, привлечь гостей перспективным блюдом, учитывающим вкусы и наши, и соседей. Сейчас многие придерживаются здорового образа жизни и хотят экологичной, крафтовой еды. Мы научились делать отличные сыры, колбасы, а наше «сцягно», то есть сыровяленый свиной окорок, ничем не хуже хамона. Этим тоже можно воспользоваться. Потребители хотят хот-догов? Можно предложить им подобный фастфуд, но не булку с сосиской, а нашу домашнюю колбаску с хлебом, выпеченным по оригинальному рецепту. Словом, в наших силах сделать многое. Хорошо бы, если бы за продвижение национального фастфуда взялись молодые, креативные ребята, которым принадлежит будущее.

nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter