Режиссером спектакля стала тезка главной героини Нина Чусова, которую театралы хорошо знают. Она работала с Олегом Табаковым, Анастасией Вертинской, Павлом Деревянко и другими звездами. Два десятилетия в репертуаре екатеринбургского театра идет исторический хит «Екатерина Великая» композитора Сергея Дрезнина в ее постановке. Около года Чусова проработала главным режиссером театра, теперь ее на этом посту сменил Филипп Разенков. Любопытно, что после музыкального Чусова поставила еще и драматический спектакль «Маскарад» с Александром Домогаровым в роли Арбенина в Театре Российской армии. Так бывает, что та или иная история затягивает режиссера в свою мистическую воронку, манит и не отпускает.
В нынешней музыкальной драме (за дирижерским пультом мы увидели в этот вечер лауреата международного конкурса Антона Ледовского) сконцентрировано все то, за что мы любим спектакли Свердловской музкомедии: волнующая и разнообразная музыкальная основа, серьезность режиссерской задачи, глубокая мысль, убедительная образность, эмоциональная игра актеров.
Сценография и костюмы Евгении Швец, музыка Игоря Рогалева, хореография Ирины Ляховской сразу погружают нас в мир изысканный, волнующий и неминуемо коварный. Лирические сцены сменяют откровенно гротескные. Цвета преобладают строгие и определенные: черный, белый, золотой. Смутная тревога присутствует в истории с самого начала.Образ Петербурга создан довольно минималистскими, но очень убедительными средствами. Зрители видят скульптуры сфинксов и львов, фигуры античных богов, лестницы, которые разводят, словно знаменитые петербургские мосты. Причудливая игра со светом напоминает и всегда стремительно меняющуюся в городе на Неве погоду, и ранние сумерки. Время от времени над героями нависает мрачный профиль суровой скульптуры святого апостола и евангелиста Марка, которая в реальной жизни находится над фронтоном западного фасада Исаакиевского собора в Санкт‑Петербурге. Перед лицом такого взыскательного судьи любой пройдоха дрогнет. Образ романтического северного города в спектакле, безусловно, запечатлен и передан с пиететом. Вообще, баланс в чуткой режиссуре Нины Чусовой, наверное, ключевое понятие, применимое к «Маскараду».
Игра на бирже заменила игру в карты. Мороженое тоже заменили — роковым напитком в бокале. Разорившийся коварный Казарин (Игорь Ладейщиков), чтобы отомстить благополучному Арбенину (Леонид Чугунников), затевает интригу, цель которой — убедить Арбенина в неверности жены Нины (Ксения Устьянцева). Подруга Нины Эльвира (Маргарита Левицкая), спрятавшись, как и подобает на маскараде, за маской, дарит впечатлительному князю Звездичу (Андрей Опольский) потерявшийся браслет Нины. Актерский ансамбль безупречен, драматическое и вокальное мастерство у артистов этого театра спаяно и неразделимо. Клубок событий разворачивается стремительно. Параллельно с этим второстепенные персонажи читают тревожные новости в газетах. В одной из сцен появляется даже Николай II.
До этого герои словно не замечают надвигающейся беды, они слишком зациклены на себе. В итоге Нина погибает от яда, князь Звездич чуть позже — на войне. Он успевает перед гибелью исполнить один из самых пронзительных номеров спектакля о том, что «карнавальных сказок ленты уплывают в розовый туман». Мстительный Казарин наконец объясняется с Арбениным, и тот не находит себе места.
Кажется, что музыкальная драма «Маскарад» — это большая притча о том, что все мы пешки в руках судьбы, от которой нет спасения. Утешиться можно только запоздалым раскаянием и надеждой. Но рассказана эта притча режиссером Ниной Чусовой, постановочной группой и актерами так увлекательно и азартно, что поневоле поселяется уверенность: судьбу все‑таки можно переиграть, если не быть слишком самонадеянным.
Нынешние гастроли завершились 7 октября блестящим гала‑концертом «Звезды театра сияют для вас».
Добрый зритель в девятом ряду.