Второй день подряд на всех экранах страны идут премьерные показы драмы «Беларусьфильма» «На другом берегу». Своим авторитетным мнением по поводу ленты с корреспондентом sb.by поделилась кинокритик, член совета по развитию кинематографии Министерства культуры, кандидат искусствоведения, заведующая отделом экранных искусств филиала «Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы» Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси Антонина Карпилова.
Фото из архива «СБ»
– В ленте «На другом берегу» показаны события 1925 года, – обращает внимание Антонина Карпилова. – Безусловно, это не исторический документальный кинематограф, а попытка образно-эмоционального воссоздания пограничного состояния Беларуси середины 1920-х. Фильм сделан в привлекательном для массового зрителя формате приключения, почти экшена. В центре внимания – драма семьи, в частности двух братьев. Один – на стороне советской власти, другой – контрабандист, который незаконно пересекает границу. Именно в образе второго брата и видится ключ к раскрытию этих суровых, неоднозначных исторических событий.
Судьбы братьев объединяются, но этому предшествуют серьезные драматические, даже трагические события: смерть матери, испытание любовью и верностью, предательство друзей. Кино привлекательно своими непростыми сюжетными поворотами, неоднозначной трактовкой истории, интересом к ключевым, поворотным событиям в судьбе Беларуси.
По словам кинокритика, в фильме «На другом берегу» прекрасно показаны белорусские пейзажи. Чувствуется текучесть рек, красота лесов. Звучит хорошая музыка в романсовом стиле. Есть фактура и локации наших городов и местечек.
– Статус национального проекта предполагает обращение к важнейшей исторической теме, ее раскрытию актуальными художественно-выразительными средствами, – отмечает член совета по развитию кинематографии. – В данном случае «На другом берегу» являет собой определенное событие. На белорусских экранах давно не было фильмов на историческую тему.
Антонина Карпилова добавляет, что национальный кинематограф и раньше обращался к теме воссоединения белорусских земель, которая особенно остро ощущается сейчас. Впервые тема поднята в немом фильме основоположника белорусского кино Юрия Тарича «До завтра» 1928 года. Лента рассказывает о жизни детей и подростков в западной части наших земель. Заканчивается кино оптимистично – отъездом желающих в Советскую Белоруссию.
Упомянутая работа стала предпосылкой для создания фильмов, посвященных возвращению оккупированных территорий нашей страны. Долгое время данная тема развивалась в документально-хроникальном кинематографе. Что касается игрового кино, это были единичные случаи, такие как «Красные листья» (в фильме, снятом в 1958-м режиссером Владимиром Корш-Саблиным, детализирован суд над Сергеем Притыцким). На протяжении многих лет главным персонажем, символом исторического события оставался именно он. Здесь заявляется важный для белорусского кинематографа детективно-приключенческий жанр. Многие героико-патриотические темы решаются именно в этом ключе, чтобы привлечь широкую зрительскую аудиторию к персоне главного героя.