Ограничения на поставки белорусской сельхозпродукции связаны с лоббированием интересов российской стороной

Хватит иллюзий!

Важно не жаловаться, а грамотно выстраивать маркетинг экспорта в страны, где  наше продовольствие ждут

Поставки белорусской сельхозпродукции на российский рынок и соблюдение торговых балансов стали поводом для серьезного разговора на совещании Президента с экономическим блоком страны. «По моей информации, на сегодня около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок на российский рынок. Доработались до того (чего не было раньше), что мы уже подписанные торговые балансы по сельхозпродукции не выполняем в связи с тем, что Россия не исполняет свои обязательства», — резюмировал Александр Лукашенко.  



Накануне Россельхознадзор взял под усиленный контроль еще 18 белорусских предприятий.  В списке среди прочих оказались «Беллакт», Гродненский и Волковысский мясокомбинаты, Туровский молочный комбинат, «Смолевичи Бройлер». И это после того, заметьте, как глава российского Минсельхоза Дмитрий Патрушев на совместном заседании коллегий аграрных ведомств двух стран заявил, что все ограничения в торговых отношениях между двумя братскими народами должны быть сняты. А чуть позже уточнил, мол, шероховатости в отношениях — это нормально. Главное — сложностей быть не должно.

Не думаю, что поставленная под удар репутация 18 белорусских предприятий подпадает под определение обычного рабочего момента. К тому же в уме никак не укладывается ситуация, что два десятка переработчиков в одночасье, синхронно застопорили и запороли всю работу. Раньше почему-то к ним претензий не возникало. А теперь всех огулом под пристальный контроль?

С другой стороны, допустим, есть у нас проблемы с качеством продукции. Тогда почему сам господин Данкверт не явился на совместное заседание коллегий, чтобы напрямую нам об этом заявить? Потому что сказать нечего, а все обвинения притянуты за уши?

Вот мнение начальника главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексея Богданова:

— Налицо недобросовестная конкуренция и лоббирование собственных интересов со стороны России. Посмотрите: время идет, но ничего не меняется. Несмотря на все заверения, предприятия по-прежнему остаются закрытыми. Иллюзий питать не стоит: ситуация эта не разрешится никогда.


Многое подталкивает к подобным умозаключениям: из-за регулярных запретов со стороны Россельхознадзора перестали выполняться подписанные прогнозные балансы спроса и предложения по молоку, молочным и мясным продуктам. Не выполнены они в 2018-м, не обеспечено их исполнение и в текущем периоде. Задумайтесь: за прошлый год недопоставлено продукции в пересчете на молоко 617 тысяч тонн. Несмотря на чистосердечные заверения, россияне решили сохранить этот тренд и в 2019-м. За первый квартал мы недопоставили 162 тысячи тонн молока. Методом простой арифметики на конец года получаем без малого 650 тысяч тонн с минусом. Аналогичная ситуация с мясом и мясопродуктами — прогнозные балансы выполнены на 21 процент.

— Усугубляет ситуацию, что в перечень стали попадать новые предприятия. Мы ждем, когда поднятые на коллегии темы начнут развиваться не в условной, а в реальной плоскости. Тем более что было поручение ветеринарным службам быстрее отрабатывать вопросы открытия предприятий и обеспечить беспрепятственный доступ товаров на рынки Союзного государства. Со своей стороны мы работаем максимально оперативно и быстро. Только вот в ответ на наши мониторинги и отчеты россияне реагируют молчанием. Они же затягивают и реализацию намеченных мероприятий согласно принятым «дорожным картам», — выход, по мнению Богданова, в диверсификации экспорта: — В прошлом году мы экспортировали продукты питания в 95 стран мира. Объемы поставок в страны дальнего зарубежья растут из года в год. Это не один-два процента, а порядка 20—30. По-прежнему перспективными, вне России, остаются рынки стран СНГ.

и здесь Россельхознадзор пытается вставить палки в колеса. Вспомнить хотя бы набившие оскомину обвинения в ложном транзите через территорию России. Якобы подконтрольная продукция оседает на территории восточной соседки, так и не добравшись до пункта назначения, который находится за пределами РФ. Мол, должны быть электронные ветсертификаты. Но они есть. Если речь о поставках в Российскую Федерацию — каждая партия товара уезжает в сопровождении электронных документов.

— А что делать, если в некоторых странах союза, в том числе в Казахстане и Кыргызстане, нет принимающих органов, то есть нет систем электронных ветсертификатов? Куда в таком случае нам их направлять? Естественно, товар туда уезжает в сопровождении бумажной документации. Сейчас, кстати, на площадке ЕАЭС прорабатывается вопрос по транзиту белорусских товаров через РФ, в том числе и создание систем электронного учета во всех странах союза. Другое дело — с какой скоростью будет продвигаться решение этой задачи и как быстро мы объединим все наши системы. Хотя мы как-то предложили российским коллегам: мы вам предоставим информацию в электронном варианте, а вы по собственной внутренней системе «Меркурий» рассылайте и уже самостоятельно контролируйте перемещение продукции по своей территории. Только это уже внеплановая нагрузка для них, а кто хочет дополнительно работать? — Алексей Богданов многозначительно замолчал.

Если говорить о диверсификации экспорта, то надо иметь в виду и другие перспективы, кроме стран СНГ. Например, страны Персидского залива, которые не могут обеспечить себя продовольствием из-за специфики климата. Нужно обратить внимание на Африканский континент. Он, может, менее богатый и более сложный в плане логистики, но при этом нашу продукцию там хорошо воспринимают. И, естественно, страны Азии и Океании, флагманом которых выступает КНР. Здесь, кстати, мнения расходятся: не все производители верят в сверхприбыльность таких продаж. Но Алексей Богданов непоколебим:

— Нужно не жаловаться, а более тщательно поработать над снижением себестоимости продукции. Естественно, необходимо кропотливо работать, начиная от цены и заканчивая маркетингом и продвижением. Отдать товар посреднику проще всего. А ведь в Китае литр молока стоит от 3 до 15 долларов. Но покажите хотя бы одно белорусское предприятие, которое напрямую занимается поставками? А ведь этот рынок особенно перспективен, так как экономика этих стран развивается активно, растет благосостояние людей и, соответственно, покупательная способность, что проявляется в повышенном спросе на белковую пищу — мясо и молоко. Перспектив для экспорта много. Только шевелиться надо.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter