Открывает неделю Трофим — 5 августа, и по приметам он должен «падабраць» всю выпавшую «макрату» после прошедшей накануне «дажджлiвай» Магдалены и немного подсушить землю.
6 августа — знаменитые «хлебные» Борис и Глеб, но в некоторых регионах у нас обязательно почитали еще и Поликарпа, правда, его еще могли называть Поликопом. Довольно часто день выпадал очень жарким, просто «спякотным», и в таком случае зерно рисковало высыпаться, ну а если же случался дождь, то оно так промокало, что потом могло просто прорасти. Поэтому для тех, кто забывал про все эти запреты, существовала поговорка: «На Палiкопа — не твае ў полi копы».
7 августа — «Ганна», день успения Анны, матери Пресвятой Богородицы. Ее еще называют Анна‑зимоуказательница, а у нас — «Ганна‑халаднiца». По приметам, если на Анну случится холодный утренник, то холодной будет и вся зима. Какая погода станет в этот день до обеда, такими будут и зазимки до декабря, а «надвор’е» после обеда маркирует уже всю зиму, начиная с ее первого месяца. В некоторых регионах, причем именно «на Ганну», работать можно было только толокой (всем миром, вместе, помогая вдовам, потерявшим кормильца, кому‑то из родственников, соседей).
В этот же день (7 августа) вспоминали и Макара, которого народ связывал также с «макрэчай» и августовскими ливнями: «Макар налье ў рукаў».
9 августа — день Пантелеймона, прозванного с самых давних времен, и не только у нас, целителем за то, что он, обладая глубокими знаниями, безвозмездно лечил неимущих христиан и помогал бездомным животным. В этот период проходит второй, самый большой сбор уже созревших лечебных трав, ведь у некоторых растений целебными свойствами обладали не вершки — надземная, листовая часть, которая была готова к Купалью, — а именно корешки. Они‑то к этому времени и находились в стадии готовности.
10 августа идет «Лаўрын», и у нас говорили по этому поводу так: «На Лаўрына спяшайся да млына». И шли туда, «спяшалiся», как на праздник, ведь получали муку для хлеба уже из нового урожая.