25 лет в балете — не каждому танцовщику такое дано, особенно если четверть века насыщенно и благодатно прожиты на сцене. В эти весенние дни блистательная балерина Ирина Еромкина празднует свой юбилей. Воздушная, хрупкая женщина с невероятно сильным характером, народная артистка Беларуси, лауреат Национальной театральной премии, а при этом еще и мама троих детей, — она воплощает в себе все лучшее, что есть в нашем народе.
Девушка из поселка Свислочь станцевала на сцене Большого театра Беларуси более сорока ведущих партий. А начинала с маленьких и скромных.
— Я начинала когда-то в этом спектакле с двоек, с троек, станцевав, наверное, все, начиная с кордебалета, — рассказывала Ирина Еромкина на пресс-конференции в канун недавней премьеры «Спящей красавицы». — Я танцевала и в прологе, и фей, и фрейлин, и па-де-де Голубой птицы, и принцессу Аврору.
В ее творческой копилке… Нет, копилка — это скупость, а Еромкина удивительно щедра и в эмоциях, и в самоотдаче. И она убеждена, что в балете нужно пройти путь с самых низов и трудиться каждый день одержимо и истово:
— Все эти годы служения театру каждый день я иду в театр с удовольствием. Лечу сюда! Ощущаю, что урок классики по утрам лечит, ставит на ноги и настраивает на весь день.
А вечером ее ждет озаренная софитами сцена. Место славы, но и лобное место для артиста.
— Сцена — то волшебное место, где ты не чувствуешь боли, у тебя нет температуры, где ты забываешь о своих жизненных проблемах, где отключаешься от всего… Сцена — это невероятный поток энергии, накопленный за все десятилетия существования театра. Более того — выходя на сцену, ты словно чувствуешь взаимопомощь предыдущих поколений талантливых артистов…
Конечно же, такое ощущение сцены приходит с опытом актерского служения. Оно не дается само собой. Сегодня, спустя годы, Еромкина с улыбкой вспоминает:
— Раньше у меня перед выходом на сцену было не волнение, а настоящий мандраж — перед сценой и из-за большой ответственности перед зрителем. У меня тряслись руки и ноги, пропадал голос… Давно такого состояния нет.
Сейчас от всего этого осталось лишь приятное легкое волнение, столь необходимое для артиста. Ирина Владимировна свято убеждена:
— Чтобы эмоционально себя раскачать и завести свой внутренний моторчик, нужно поволноваться. Чтобы внутри что-то задрожало, и на сцену выбежала бы не артистка, механически выполняющая элементы, а, например, Джульетта-девочка, которая испытывает гамму чувств перед своим первым балом. Легкое волнение просто необходимо, чтобы вжиться в образ и предстать перед публикой в той или иной роли… Ну а дальше все покажет сцена. Ведь это творчество, и оно должно дышать…
В свой вечер она хозяйка бала. Она приглашает на сцену своих и чужих, хотя провести границу не так-то и просто.
Да, Денис Климук сейчас ведущий солист Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона. Но, окончив в 2002 году Белорусскую государственную хореографическую гимназию-колледж, он на протяжении одиннадцати лет танцевал ведущие партии в Большом театре Беларуси. Более того, на величественном фронтоне театра он изваян в образе Аполлона и не оставляет свой пост ни днем, ни ночью, ни летом, ни зимой.
Ирина Еромкина - Фригия («Спартак», поклоны)
Вместе с Климуком из Санкт-Петербурга приезжает прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко.
В сотворчестве, в единении душ, вместе с симфоническим оркестром Большого театра Беларуси, которым в этот вечер будет управлять дирижер Владимир Оводок, артисты будут создавать на сцене красоту.
Ирина Еромкина - Маша («Щелкунчик»)
Уже просочилась новость, что зрители увидят пронзительно-трогательный хореографический номер — «Романс» на музыку Георгия Свиридова в постановке народного артиста Беларуси Юрия Трояна. Ирина Еромкина исполнит эту композицию вместе с заслуженным артистом Республики Беларусь Антоном Кравченко.
— Этот творческий вечер — благодарность театра за мое двадцатипятилетнее служение сцене, — сказала артистка в одном из недавних интервью.
Конечно же, это так, и конечно же, вспоминаются слова Ницше: «Я поверил бы только в то божество, которое умело бы танцевать...»
Ирина Еромкина - Фригия, Антон Кравченко - Спартак
Прекрасно, что театр ценит своих актеров, что их любят и ценят зрители. Искусство должно создаваться в любви и уважении, с тем удивительным чувством достоинства, которое несет в себе Ирина Еромкина. Такое искусство учит и лечит, а значит, выполняет свою задачу на земле.
Ирина Еромкина и Антон Кравченко. «Романс» Свиридова в постановке Юрия Трояна
Эвен Капитен - Ромео, Ирина Еромкина - Джульетта
Ирина Еромкина - Китри, Юрий Ковалев - Базиль («Дон Кихот»)