Досудебное оздоровление не спасло многие хозяйства Витебщины из трясины долгов

Хозяйствам-банкротам нужны все же управленцы, а не ликвидаторы

УКАЗ Президента № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий» дал шанс подняться с колен неплатежеспособным хозяйствам. По количеству таковых Витебщина занимает незавидную верхнюю строчку — под процедуру досудебного оздоровления попала почти сотня сельхозпредприятий, положение 17 хозяйств было таковым, что принято решение о проведении процедуры банкротства. Реструктуризация долгов и процентов по ним, предусмотренная в рамках Указа, казалось бы, должна в перспективе вывести на плюс их экономику, но  пока такой сценарий рассматривается в меньшей половине «оздоравливающихся» хозяйств. Шансы на спасение остальных – призрачные, так же,  как и будущее деревень, жителей которых пока  еще кормят убыточные производства. 

К НАЧАЛУ этого года  речь идет о 73 организациях, а это  третья часть от всех сельхозпредприятий области, которые продолжают работу в рамках Указа, из них  19 были реорганизованы в соответствии с действием Указа Президента от 25 августа 2016 года №320 «О развитии сельскохозяйственного производства Витебской области». Но вот какие любопытные факты прозвучали на одном из заседаний облисполкома: в новых условиях, когда долги поставлены «на паузу» и появилась возможность наращивать оборотку, платежеспособность улучшили только 40 процентов организаций, большинство которых сработали с прибылью. Средняя рентабельность продаж в них составила 5 процентов, темп роста валовой продукции –103, а производительность труда выше среднеобластной на 23 процента.

Но для большей половины хозяйств (60 процентов) меры досудебного оздоровления спасительным кругом не только не стали, положение многих даже ухудшилось. Прогнозы их будущего неутешительные. И для этого есть основания: рентабельность — отрицательная, а вал не дотягивает до 100 процентов. Результат такой экономики объясняется банальной причиной: выручки о реализации не хватает даже для того, чтобы покрыть текущие расходы и  оплату долговых обязательств. Например, в ОАО «Ладосно» Лепельского района недостаток для покрытия долговых обязательств составляет 137 процентов от выручки, а в КУП «Язно» Миорского района — 219 процентов. 

В облсельхозпроде считают, что 13 организаций не имеют перспектив  и, по логике, должны пополнить список банкротов, если не будут найдены уже сейчас более эффективные меры для  их оздоровления. Но, учитывая производственные показатели, вариантов для их экономической реанимации не просматривается. Например, в названном выше хозяйстве «Язно» годовой надой от коровы и вовсе 1400 килограммов. При этом, чтобы в ближайшее время поднять вопрос экономической несостоятельности и начать процедуру банкротства, необходимо для подачи документов в суд определить кандидатуры антикризисных управляющих, а таковых претендентов нет. Пока эти хозяйства продолжают наращивать долги, как снежный ком. 

Вызывают беспокойство и 17 предприятий, в отношении которых возбуждены дела о банкротстве, в частности, методы работы антикризисных управляющих. Зачастую на эти роли подбирают людей, далеких от земли и проблем сельчан. И такие ликвидаторы, как правило, сложных путей не ищут, даже не допускают возможности сохранить производство — все бездумно распродается, лишь бы рассчитаться с кредиторами. Закон не запрещает, например, реализовать скот частнику, который пустит его под нож. А то, что останутся на месте растасканного по кусочкам хозяйства обветшалые помещения и зарастающая бурьяном земля, их нисколько не волнует. 

И здесь надо отдать должное жесткой позиции председателя Витебского облисполкома Николая Шерстнёва. Она в том,  что заниматься ликвидацией, если нет другого выхода, должны управленцы, которые мыслят по-государственному, и каждый шаг координировать с исполкомами. Поголовье должно остаться в регионе и работать на его экономику, земли тоже не должны пустовать без хозяйской руки.   А главное, нельзя оставить на  произвол судьбы людей, которые работают на этих производствах, предложить им варианты трудоустройства недалеко от малой родины. Ведь именно неопределнность  заставляет людей бить тревогу, когда местная власть не торопится объяснять происходящее и дальнейшие перспективы. Достаточно вспомнить пример хозяйства-банкрота «Степановичи» в Городокском районе, работники которого обратились в «Сельскую газету», чтобы узнать, что их ждет. А ведь будь местная власть порасторопнее, да не отмахивалась от вопросов людей, такой ситуации могло бы не быть.  

andryxxxz@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter