Состоится целевой набор на специальность или нет, зависит от трех участников образовательного процесса

«Хотите привлечь кадры в АПК — идите в сельские школы»

Во вторник, 13 февраля, Президент провел встречу с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования. «Докладывают, вы не успеваете за технологиями, молодые специалисты доучиваются на производстве. А ведь мы требуем у заказчика гарантировать первое рабочее место. Кому нужны такие специалисты?» — подчеркнул Глава государства. Президент отметил: «Но, с другой стороны, если специалисты не отвечают запросам заказчиков, то где их, заказчиков, участие в процессе обучения?» Отдельным блоком речь шла о закрепляемости кадров в АПК. Заинтересованность, активное участие в профориентации должны проявлять все участники образовательного процесса — и вузы, и предприятия, и школьники. Задача эта не нова. Но как реализуется? На встрече прозвучала точка зрения ректоров аграрных вузов. 

Для полноты картины корреспонденты «СГ» выяснили у руководителей сельхозорганизаций, студентов-целевиков, какие направления надо доработать, чтобы подготовку профильных специалистов, их стремление трудиться в отрасли поднять на качественно новый уровень.

Студенты БГСХА Юлия Ероховец и Владислав Бобрович поступили по целевому и вскоре приедут на первое место работы.
Наши собеседники почти единогласны: надо основательнее подходить к профориентации, организации целевого обучения. 

Ближайшее время для вузов и предприятий — самое подходящее, чтобы мобилизовать силы, потому как вступительная кампания для целевиков начинается раньше, чем для остальных абитуриентов. Соответственно, находить мотивированных ребят нужно уже сейчас. «СГ» в одном из недавних номеров рассказывала о том, как прошло распределение в Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии в Горках. Так вот примером для многих должны стать студенты Владислав Бобрович, Юлия Ероховец. Парнишка из Глубокого после школы окончил колледж, взял целевое и поступил в академию. О тракторах знает все. В прошлом году выиграл «ТракторШОУ» и заработал для академии BELARUS-82.1. По направлению работать будет на КСУП «Мнюто» Глубокского МКК. Так вот в его случае исток увлеченности профессией аграрного профиля — в семье. Он аграрий в третьем поколении. А Юля окончила агрокласс в Смолевичах, взяла целевое, поступила в академию. Работать будет в Филиале «Минский» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский». И таких в этом выпуске академии больше четырех десятков.

Специалист по кадрам ОАО «Парохонское» Пинского района Виктория Левша развивает тему: 

— Хотите привлечь выпускников-аграриев, обеспечить закрепляемость, омолодить коллектив — идите в сельские школы и проводите качественную профориентацию. В сельских школах мы постоянные гости. С ребятами уже разговариваем на равных. Они живут в деревне и знают, как работать на земле. Поэтому задают вопросы, просят показать, как все происходит на практике в хозяйстве. В свое время заключив целевые договоры, обеспечив кадровую подушку безопасности, омолодили коллектив: средний возраст сотрудников 35—37 лет. 

Агропредприятие ценит молодых целевиков, а потому помогает: доплаты, жилье, даже культурно-просветительский досуг — все для них. Заместителю начальника МТК № 5 Дмитрию Сошнянину, например, дали квартиру. Но не только материальные блага держат его в хозяйстве. Сельхозпредприятие динамично развивается, зачем менять место, если есть перспектива карьерного роста, задается он риторическим вопросом.

Как отмечали, на встрече с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования прозвучало: аграрные вузы, предприятия проводят работу по целевой подготовке, применяют практико-ориентированный подход. Но процент абитуриентов — выпускников аграрных классов невысокий, равно как и целевой прием на сельхозспециальности. Одним из вариантов решения проблемы должно стать более активное участие заказчиков кадров.  

Состоится целевой набор на специальность или нет, зависит от трех участников образовательного процесса. Во-первых, от школьника, который осознанно выбирает желаемый вуз и работает на отметки в аттестате, во-вторых, от учреждения образования, которое дает необходимые знания и предоставляет рекомендательное письмо на предприятие, и наконец, от заказчика кадров, который должен заранее провести качественную проф­ориентацию. Ответственность за зачисление абитуриентов лежит на всех. Но в большей степени, как видится, на последних. Из своего опыта могу сказать, что встречи тет-а-тет с потенциальными студентами — рабочая схема. В свое время, пообщавшись с директором одной из телекомпаний своего города, решила: поступаю на факультет журналистики. Школьникам надо помочь. Откуда им узнать о нюансах профессии, если не из первых уст? 

Отрадно, что теперь учащихся чаще водят на предприятия, в учреждения здравоохранения и даже в пожарные части на профориентационные экскурсии. Представляю, насколько это интереснее обычных занятий: можно бесконечно расспрашивать, попробовать сделать что-то самостоятельно, взглянуть на действующих сотрудников и примерить рабочую форму. Помните, какими деловыми себя ощущали в детстве, когда приходили к родителям на работу? Мы хотели быть как они — врачом, инженером, комбайнером… 
Так вот задача заказчиков кадров — взять на себя ответственность и привести абитуриентов-целевиков на работу. Затраченные на профориентацию ресурсы в будущем окупятся не только хорошо подготовленным специалистом. Он наверняка внесет значимый вклад в развитие предприятия.
МНЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ

Ольга НАРОЙЧИК, директор КСУП «Песковцы» Лидского района:

— Целевое направление — тема хорошая, но с будущими студентами вузов нам работать сложнее, чем с учащимися средних специальных учреждений. Многое зависит от личности абитуриента. Когда мы заключаем договоры, к примеру на обучение в ссузах, студентам предоставляется дополнительная стипендия от предприятия. Когда приходят на работу, предоставляем жилье, главным специалистам помогаем с транспортом. Есть и подъемные, положенные по закону. У нас работают два молодых специалиста после вуза, заместитель главного бухгалтера и механик, ждем третьего. Ребята хваткие, образование у них хорошее. Будущие специалисты со средним специальным образованием приходят на практику: слесари, механики, агрономы. Когда приезжают в первый раз, сразу видишь: вот этот сельский, к делу подход имеет, толк будет, а другой ферму и коров впервые в жизни видит — с ним будет сложнее. В любом случае мы заинтересованы в молодых с профильным образованием. 


Николай ДЫМША, директор ОАО  «Спорово» Березовского района:

— Заключение договоров на целевое обучение дается непросто. В основном его выбирают те школьники, родители которых работают специалистами в нашем хозяйстве. Мой опыт показывает: пока люди со стороны не приживаются. А высшее образование обязательно должно быть у специалистов. Поэтому за местными ребятами — наше будущее, привезти из Гродно или Бреста сложно. 


Объяснять важность для государства работы в сельском хозяйстве и проводить эту идеологию нужно уже в школе. Выпускник сегодня должен понимать, что он нужен не «на удаленке» в Березе, Бресте или Минске, а здесь, в своем родном агрогородке. К примеру, в Спорово мы в постоянном контакте с нашей школой, и я встречаюсь с учащимися, и наши сотрудники. Директор учебного заведения также участвует в мероприятиях хозяйства. 

Один из наших целевиков учится в Полесском государственном университете в Пинске на ветврача, поступил в 2023 году, местный парень. Сдает сессии нормально; кстати, если средний балл выше 6,5, от хозяйства он получает стипендию. Инженеров и агрономов сейчас у нас достаточно, зоотехников и ветврачей стараемся заинтересовать. Помогаем, стимулируем денежными выплатами, есть и жилье, в том числе коттедж для специалистов, общежитие. 

beleckaya@sb.by

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter