Что делать с профессиональными жалобщиками? Недостатки закона об обращениях граждан

Хотелось бы видеть более обоснованные обращения

Известно ли вам, что ежегодно в административные учреждения направляется от 300 до 400 тысяч (!) обращений. И большая часть этого информационного потока — жалобы, на которые органы власти также обязаны реагировать. Тратится огромное количество времени, ресурсов, но всегда ли это оправданно? Какие проблемы высветила практика применения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц? И что надо сделать для его совершенствования? Большой разговор на эту тему состоялся в Парламенте с участием представителей Администрации Президента, Конституционного Суда, Комитета госконтроля, Национального центра законодательства и правовых исследований.

Григорий Шлык.
Фото СергеЯ Лозюка.
Важность проблемы начальник главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации Президента Григорий Шлык обозначил так:

— В последнее время Президент неоднократно подчеркивал, что в работе с обращениями граждан необходимо уметь слушать и, самое главное, слышать людей. Сегодня это задача для государственных органов всей вертикали власти. В ее решениях необходимо задействовать все возможные механизмы, чтобы свести на нет любые случаи формализма и бюрократизма.

По его мнению, более активно в этом направлении следует работать депутатам. Жизнь сложнее любых правил, на бумаге всего не пропишешь. И зачастую уже после того, как принят закон, случаются такие коллизии, которые без корректировки законодательства  разрешить невозможно. В частности, депутат Палаты представителей Валентин Милошевский обратил внимание на проблему абсурдных, надуманных жалоб.

Валентин Милошевский.
— При сегодняшнем законодательстве мы как–то уж очень сильно опекаем нашего гражданина. Но игра не должна вестись в одни ворота. Люди должны понимать, что есть такие вопросы, которые никто за них не решит и не станет этого делать. Если человеку дан объективный, обоснованный ответ по существу, но он продолжает писать и ходить по инстанциям, то почему бы не возложить на него расходы за понесенные государством издержки.

Проблема профессиональных жалобщиков не нова, и каждая страна решает ее по–своему. В Австрии, например, есть даже «черный список» лиц, злоупотребляющих правом на обращение. Правда, это касается в большей степени дел административных судов. Идея взыскания расходов за необоснованные жалобы, наверное, имеет право на жизнь. И несколько успешных судебных процессов в этом плане могли бы хорошенько отрезвить недобросовестных заявителей. Но одновременно надо улучшать и качество работы с обращениями. Например, каждый третий опрошенный заявитель отмечает: в ответ на свой вопрос по конкретной проблеме он получает отписку либо такую цитату–«загогулину» из нормативно–правового акта, в которой и юрист не сразу разберется.

ЕСТЬ ДАННЫЕ

Как показывают результаты исследования Информационно–аналитического центра при Администрации Президента, каждый второй житель страны (54,5%) в той или иной степени положительно оценивает работу местной власти по решению проблем населения. Негативные отзывы оставили 31 процент опрошенных. Причину обращения граждан в Администрацию Президента почти 63,5% респондентов видят в том, что нижестоящие инстанции не смогли решить их вопрос. Треть — в отсутствии у людей веры, что вопрос будет решен в других структурах. 15 процентов считают, что в Администрацию Президента люди идут потому, что не знают, кто им может помочь, или хотят быстро, без проволочек решить свою проблему.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter