Прямая линия с министром связи и информатизации Николаем Пантелеем

Хорошо, когда есть связь

Когда на «прямую линию» в редакцию «СБ» приходят министры, контактный телефон умолкает редко...

Когда на «прямую линию» в редакцию «СБ» приходят министры, контактный телефон умолкает редко. Секундная пауза — и уже на связи следующий человек со своей проблемой. Оперативно лавировать среди жалоб, предложений, вопросов всегда непросто. Но министру связи и информатизации Николаю Пантелею это, кажется, удалось. Какие–то моменты его подчиненные пометили в своих блокнотах — они требуют досконального разбирательства. А самой пожилой собеседнице — 90–летней Галине Ивановне из Минска — вызвались помочь сразу же. Тем для заинтересованного общения было много.


О радио и телевидении


 Рыбак Владимир Владимирович беспокоит из Бреста. Когда объявлялся переход к беспроводному радио, планировалась замена старых приемников на беспроводные. Желающих получить такие было немало. Но их, насколько мне известно, до сих пор нет.


— Мы уже в этом месяце начинаем выпуск радиоприемников и сразу же станем обеспечивать ими. Они прошли необходимую сертификацию, поставщик выбран.


— Что касается перехода на цифровое телевидение, почему бы нам не пойти по пути России и Украины? Там отказались от промежуточного этапа и сразу перешли на стандарт DVB–Т2. А мы, получается, тратим лишние деньги на введение стандарта DVB–Т, а потом будем менять передатчики на DVB–Т2.


— Для обеспечения социального пакета каналов технология DVB–Т2 нам не нужна. Достаточно DVB–Т. Тем более что мы не могли останавливаться на полпути и перескакивать с одной технологии на другую. Хорошо, что мы еще не успели построить сеть на MPEG–2. По–моему, у нас только 2 передатчика таких было. И уже по ходу приняли решение перейти на MPEG–4. Это позволило обеспечить на одном мультиплексе передачу всего социального пакета телеканалов. А вот трансляция коммерческого пакета программ будет вестись по DVB–Т2 с самого начала.


* * *


 Блинкова Галина Ивановна, Минск. Мне уже почти 90 лет. Мы с мужем раньше всегда любили смотреть по одному из спортивных каналов снукер. Сейчас он в программе телепередач есть, а по телевизору его перестали показывать. Как это понимать?


— Телепрограмма не привязана к конкретному оператору. У одного оператора тот или иной канал может быть, а может и не быть. А кто вас обслуживает — МТИС, «Космос ТВ»? Или вы пользуетесь услугами IP–телевидения от предприятия «Белтелеком»?


— Обычный городской оператор.


— Если вы хотите и дальше смотреть «Евроспорт», вам имеет смысл перейти к другому оператору. Например, к «Космос ТВ» или «Белтелекому», который транслирует телевидение по телефонной линии. Эта услуга называется ZALA. Для подключения вам нужно связаться с ними по телефону, заказать услугу, они придут, все установят и подключат.


— А как нам перейти на прием цифровых программ?


— Если вы к «Белтелекому» подключитесь, то и будете смотреть цифровое телевидение. Это даст вам прежде всего лучшее качество приема. Кроме того, там есть и такая услуга, как отложенный просмотр. Например, если вы по каким–то причинам не успели на понравившийся вам сериал, то можно отмотать на целые сутки телепрограмму назад и пересмотреть что нужно. Есть у них и библиотека фильмов. Можно персонально для себя заказать тот или иной фильм и посмотреть его дома по телевизору.


* * *


 Я инвалид II группы, на пенсии. Живу в Колодищах. Может быть, таким, как я, предусмотрена какая–то скидка при установке дециметровой антенны, покупке приставки к телевизору?


— Есть решение, что местные органы власти будут оказывать в этом вопросе помощь нуждающимся категориям граждан.


— Для этого мне нужно обратиться в наш сельсовет?


— Именно так.


Об интернете


 Николай Петрович, Татьяна из Минска беспокоит. А когда интернет подешевеет? Все–таки он дороговат.


— Он у нас постоянно дешевеет. Если посмотреть на цены пятилетней давности, то сегодня они снизились практически на два порядка. Приближаемся уже к стократному удешевлению. Еще быстрее не получается потому, что у нас в стране недостаточно собственных информационных ресурсов. В основном потребляется зарубежный интернет–трафик. Во многом это и определяет высокий уровень цен.


— Если, допустим, нужно посмотреть фильм по интернету...


— Тогда вы обращаетесь, скорее всего, на российскую площадку. Если мы сможем «перетащить» эти ресурсы на белорусскую, тогда это станет для вас практически бесплатным. Над этой проблемой мы сейчас и работаем. Конечно, и расширение количества абонентов в Беларуси позволяет в некоторой степени снизить затраты на доступ в интернет и соответственно цены.


— А что для этого надо?


— Нужно, чтобы кто–то построил дата–центр или хостинг–центр — названий много, приобрел и установил сервера, обеспечил для оборудования энергетику, климатические и другие условия и предоставил соответствующую услугу доступа. Проблема строительства дата–центров постепенно решится — думаю, в ближайшие 4 — 5 лет.


* * *


 Бордиловский Олег, деревня Стайки. Телефон у нас есть. Но в нашей деревне никак не могут провести ByFly. Говорят: ожидайте. Мол, необходим большой километраж кабеля. Из года в год ждем, а результата нет. А несколько домов уже подключили...


— Точно по ситуации в вашей деревне я пока ничего не могу сказать определенного. Но отмечу, что мы предоставляем возможность пользования интернетом поэтапно по населенным пунктам. В первую очередь — тем, где много жителей. Общая задача в том, чтобы доступ к интернету был везде. В любом случае максимум в 2015 году мы вашу проблему решим.


О почте


 Владимир Коршук, деревня Костюки Борисовского района. У нас с мая этого года не работает почта. Приходится идти в Веселово, чтобы что–то отправить или получить. И нет почтальона. Что нам делать? Помогите.


— Насколько мне известно, в Костюках почты не было даже в советские времена, она была только в Веселово. Но не об этом речь. Если у вас нет почты, значит, вам должны были организовать работу мобильной почтовой связи или почтальона на дом. Машина приезжает в деревню в определенное время и предоставляет услуги населению. Я разберусь, почему до вас такая информация не доведена и почему мобильная почтовая связь до сих пор не работает.


* * *


 Маргарита Емельяновна, Вилейский район, деревня Мильча. Наше почтовое отделение хотели закрыть, но мы его отстояли на собрании. Но не совсем — теперь будет работать только до обеда. Говорят, что оно нерентабельно. Мол, слишком мало отправляется от нас писем, посылок. Но поймите, почта — для нас единственная связь с внешним миром. Деревня наша вымирающая. Не будет почты, она совсем исчезнет. Школу закрыли, сад закрыли. Закроют почту — оплачивать телефон придется в райцентре. У нас много кто корову держит, через почту каждые десять дней за молоко оплачивают. Получают бандеролями по заказу семена, книги... А до Вилейки ехать 10 километров. Нам обещали, что будет приезжать передвижная почта. Пенсионерам стоять на морозе зимой и ждать ее?


— Почта — организация коммерческая. Она должна сама зарабатывать, чтобы содержать помещение, платить за аренду, отопление, электроэнергию, воду, зарплату сотрудникам. Но это не значит, что убыточное отделение нужно закрыть, не предоставив других возможностей обеспечить весь перечень услуг, которые должны быть в обязательном порядке оказаны населению.


— А как эта передвижная почта может за час обслужить всех?


— Если надо 2 часа работать, значит, будет столько и работать. Пока не обслужит всех желающих.


* * *


 Татьяна, Минск. Я живу в микрорайоне Юго-Запад. Почему, когда заходишь на почту на проспекте Газеты «Правда» возле универсама «Юго–Запад», там всегда большие очереди? Нигде таких нет, как на почте!


— Как правило, очереди бывают только в пиковые дни, когда люди массово идут платить, скажем, за коммунальные услуги. А если взять в среднем, то нельзя сказать, что отделения почтовой связи перегружены. Хотя в некоторых новых микрорайонах их действительно не хватает. Будем эту проблему решать, открывать новые. Мы проводили мониторинг по целому ряду отделений. Да, очереди в определенные дни возникали. Но они не превышали 20 минут. Мы проанализировали все, предложили варианты снятия нагрузки в пиковые дни. Например, было принято решение вывести обслуживание коммерческих организаций из операционных окон и оставить там только обслуживание физических лиц. А вот увеличивать количество окон, численность работников под пиковые нагрузки было бы экономически необоснованно. Поскольку в остальные дни нагрузки у них не будет. И возникнет вопрос: за счет чего им платить зарплату?


— А хватает ли операторов? Или их мало, потому что низкая зарплата?


— Нельзя сказать, что их не хватает, поскольку мы сами занимаемся их подготовкой. А зарплаты мы сейчас подняли.


— И сколько они получают? Немного, как врачи, воспитатели?


— Примерно на том же уровне. Выше поднять сложно, поскольку тарифы на почтовые услуги сегодня достаточно низкие. Увеличить их непросто в условиях сдерживания инфляции. Кроме того, сюда входит и ряд социальных услуг. Не все пенсионеры в состоянии оплачивать их.


О мобильной связи


 Николай Петрович, добрый день! Меня зовут Александр. Недавно стало известно, что «Белорусские облачные технологии» получили лицензию на деятельность в области связи и LTE–частоты. О компании говорится как об инфраструктурном операторе, ответственном за построение и развитие белорусской 4G–сети. А смогут ли другие операторы получить LTE–частоты и строить собственную LTE–сеть в обход инфраструктурного оператора?


— Пока такой вариант не рассматривается. С учетом капитальных затрат на строительство и создание этой сети принято решение: будет один инфраструктурный оператор. Остальные же получат право использования этой сети для предоставления услуг конкретным абонентам. Будущие 4G–операторы не будут конкурировать в построении отдельных сетей как между собой, так и с «Белорусскими облачными технологиями». Конкуренция будет происходить на уровне оказания услуг, предоставляемых через единую сеть, которую обслуживает инфраструктурный оператор.


* * *


 Звоню из Минска. У меня вопрос по переносу префиксов. Мне кажется, что life:) неправильно подошел к этому делу. Возникла полная путаница с номерами мобильных телефонов. У тебя при оплате спрашивают, life:) это или нет. Отвечаешь, что life:). А потом обнаруживается, что деньги за оплату телефона пошли неизвестно куда. У меня претензии не к вам, а к life:). Они номера справочной службы дали не короткие, а длинные. И получается, что звонки туда уже стали платными. Я, пока дождался ответа оператора, все деньги, что были на счету, истратил.


— Вопрос переноса номеров был для нас новым, и мы достаточно долгое время искали единый алгоритм... И время показало, что выработанный нами подход был не совсем правильным, не самым оптимальным. Он не в полной мере решал проблемы абонентов. Сейчас подготовлены изменения в Правила оказания услуг. А если, как вы говорите, префикс не переносить, то звонящий абонент будет попадать в сеть другого оператора.


— А мне кажется, что из–за этого и возникает путаница.


— Это ваше мнение. Я считаю, что номер должен переноситься полностью. Что касается короткого номера «Лайф», на их сайте он указан — 909.

 

Советская Белоруссия №174 (24311). Вторник, 17 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter