Как уникальные скульпторы превращают глыбы льда в произведения искусства

Холод и молот

Хоть январь и не балует нас снегом, ледяные арт-объекты повышают градус зимнего настроения. Так, крупнейшая скульптурная композиция появилась в Могилеве. Ледяная резиденция Деда Мороза расположилась в самом центре города — парке в Подниколье. Материал для нее — а это 14 тонн чистейших озерных кубов — привезли из Екатеринбурга. Преодолев расстояние почти в 2,5 тысячи километров, в руках умелых мастеров он превратился в сказочных персонажей выше человеческого роста. Свои хрупкие шедевры мастера посвятили сказке «Щелкунчик и Мышиный король». Корреспондент «Р» встретилась со скульптором Минской студии ледяного искусства Nice Михаилом Рогатко и приобщилась к редкому искусству.

Хрупкая красота

По образованию Михаил Рогатко — скульптор. Окончил Белорусскую государственную академию искусств и уже десять лет превращает бездушные ледяные блоки в дышащие энергией произведения. С Михаилом знакомимся в холодной мастерской — морозильной камере с необходимым для работы арсеналом. Тут — всевозможные стамески, ножи, резцы, шлифовальные машины, электропила и даже утюг. 

Опытный ледяной волшебник Михаил Рогатко ловко превращает глыбы льда в скульптуры.
— Для изготовления скульптур из природных материалов нужно совсем немного: острая стамеска и умелые руки, — начинает беседу Михаил. — Лед не самый легкий материал, но работать с ним не сложнее, чем с деревом. Нужно учитывать его хрупкость и капризность, заранее смириться с недолговечностью. Один очень большой плюс льда: если какая-то деталь в процессе работы отломилась, ее всегда можно приморозить на место. 

Главная особенность льда — прозрачность. Скульптура из него кажется интереснее и многограннее, чем из дерева или глины. В этом же главная сложность работы с таким материалом: начинающим мастерам сложно поймать необходимый объем и линии. 

Опытный ледяной волшебник Михаил ловко превращает глыбы льда в скульптуры — барную стойку, подставку под шампанское, ледяную посуду, логотип компании, сердца с именами новобрачных или свадебную арку. Он может реализовать во льду любую идею. Сегодня будем делать самовар. Используем для работы несколько блоков, которые предварительно полили водой, чтобы они склеились в одно целое. Скульптор начинает работу сверху, постепенно снимая слой за слоем лишний объем. 

Замечаю, что в каждом углу студии лежат глыбы льда. Пробую поднять — не выходит. Каждая весом по 100 килограммов, а то и больше. Лед предельно прозрачный, на наших водоемах такого не увидишь. Заметив мой интерес, Михаил поясняет: 

— На наших водоемах льда еще нет. Даже если бы и был, то он тонкий. Для создания скульптур его не используем. Искусственный лед тоже не панацея, хоть он и прочнее и медленнее тает, процесс его получения долгий и затратный. Блок морозится трое суток. А для одной скульптуры нужно несколько таких блоков.

Оптимальным решением стал лед привозной. Глыбы по 100 килограммов доставляют в специальных холодильниках с уральских озер и Байкала. За водоемами в теплое время года там тщательно ухаживают — очищают от водорослей, чтобы с приходом зимы образовался прозрачный лед. Затем выпиливают блоки нужных размеров, извлекают их кранами и привозят в Беларусь.

Креативная сказка

Мы встретились с Михаилом сразу после его возвращения в Минск из Могилева, где он в составе своих коллег ваял резиденцию Деда Мороза по заказу городской администрации. В этом году креативная площадка вместила еще больше сказочных персонажей. Спустя две недели напряженной работы областной центр украсили Дед Мороз и Снегурочка, трон, ледяной дворец, замковая стена и лошадь с каретой. Отдельное место в ледяной резиденции — главным героям знаменитого произведения Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». 

На создание ажурных ледяных декораций уходит от одного часа до нескольких недель.
Во время беседы Михаил не отвлекается от дела ни на минуту. Он тщательно проводит лезвием по льду, слегка наклоняется, присматриваясь, ровная ли вышла линия. Параллельно вспоминает о работе над проектом в Могилеве:

— Одни скульптуры вместе с коллегами Дмитрием Подвойским и Денисом Новицким вырезали на месте. Другие подготовили к экспозиции в морозильной камере, распиливая и упаковывая для удобства транспортировки, доставили в парк и на месте заново собрали. 

Доставить работы в парк в Подниколье было непросто. Во время торможения автомобиля хрупкие произведения могут разбиться. Чтобы доставить их в целости и сохранности, ГАИ обеспечила сопровождение. 

Потолок ледяной

Один из самых масштабных заказов, которые приходилось ваять моим собеседникам, — скульптура изо льда вышки мобильной связи высотой 4,5 метра в Минске. Не менее крупный проект — первая в Беларуси ледяная комната. Это помещение площадью 25 квадратных метров, внутри которого все сделано изо льда — стены, диван, камин, сундук... Чтобы проявить все грани своего таланта, скульпторам понадобилось 15 тонн льда. От первых эскизов до открытия комнаты прошло около двух месяцев. В помещении, жизнеспособность которого зависела от холода, все время поддерживалась температура минус 10 градусов. Оттого находиться в прозрачных интерьерах можно только в куртках. 

Когда разговор заходит о самых сложных проектах, Михаил Рогатко, в чьих руках бесформенная глыба на раз-два превращается в сказочного персонажа, говорит:

— Неважно, просит заказчик медведя или трехглавого дракона. Благодаря крепким академическим знаниям проблем с исполнением не возникает. Пожалуй, сложнее всего придать динамику скульптуре: она должна выглядеть живой. Дракон, например, должен лететь, вокруг него нужно визуализировать порывы ветра... 

Любовалась бы этими шедеврами круглый год, если бы не одно но — они недолговечны и с приходом тепла растают.
На создание ажурных ледяных декораций уходит от одного часа до нескольких недель. Все зависит от сложности и объема работ. Ледяную композицию средних размеров мастера создают за полтора-два дня. Нередко глыба капризничает и вносит свои коррективы в задумку автора. Но не сегодня. Не проходит и получаса, как в прямо­угольном куске льда я начинаю угадывать очертания самовара.

Я уже изрядно замерзла, а Михаил, не обращая внимания на минусовую температуру, продолжает посвящать меня в тонкости ледяного ремесла. Переминаясь с ноги на ногу, интересуюсь, каково это — работать в условиях вечного мороза.

— Оптимальная температура для работы со льдом — минус 8—10 градусов, — условия, в которых приходится творить, Михаила не смущают. — Работая с деревом или бронзой, можно не спеша подумать, прикинуть, что к чему. Работая в холодильной камере, долго не надумаешься. Процентов 70 скульпторов по этой причине не работают со льдом. 

Полный комплект

У каждого профессионала есть свой инструмент. Его изготавливают по индивидуальному заказу с учетом анатомических особенностей кисти руки мастера. Что касается остальных приспособлений, то для работы со льдом используются те же инструменты, что и для работы с деревом. 

Процесс создания скульптуры довольно кропотливый. На этапе грубой обработки мастер формирует пилой очертания будущей композиции. Затем в ход идут стамески — круглые, плоские, шероховатые… С их помощью работа приобретает очертания конкретного персонажа или объекта. Жужжание пилы и стук стамесок в мастерской не смолкают ни на минуту. Пару часов спустя наш самовар готов, а на его верхушке красуется сапог! 

Скульптор берет в руки раскаленный утюг и начинает «гладить» поверхность, на которой стоит композиция. Оказывается, для выравнивания больших поверхностей утюг — вещь незаменимая. Именно с его помощью выравнивают столешницу ледяной барной стойки, фото которой украшает портфолио мастера. Наблюдаю, как Михаил ловким движением руки превращает шершавую поверхность в идеально ровную гладь. Начинает казаться, что и мне под силу этот этап. Чего там сложного? Бери да гладь. Но не тут-то было. Пару несмелых движений — и я чуть не испортила подставку нашего самовара: она едва не потрескалась под жаром утюга.

Осталось пару финальных штрихов: наносим букву «Р» характерным шрифтом с засечками и снежинку, куда же без нее зимой? Самовар выглядит крайне натурально. Так и хочется открыть кран и налить себе чашку крепкого травяного чая для согрева. 

Скучать мастерам не приходится, а в зимний период — особенно. За год скульпторы студии ледяного искусства делают около 50 композиций.

Финальный штрих — наносим букву «Р» характерным шрифтом с засечками.

Вечное временное 

Скучать мастерам не приходится, а в зимний период — особенно. За год скульпторы студии ледяного искусства создают около 50 композиций. Это не только украшение улиц и парков города, но и изготовление рекламных конструкций и логотипов компаний, декоративных фигур для торжественных мероприятий и даже барных стоек. Корпоративные заказы выставляются на площадках, где происходят гулянья. Цикл жизни таких композиций — 12 часов. Они стоят на декоративном капле­сборном поддоне, где скапливается талая вода. 

Подсветка фигуры — не менее важная составляющая композиции. Она монтируется внутри поддонов и отвечает за игру света и цвета. Зачастую именно от цветового освещения зависит то, какой эффект произведет скульптура. Особенно зрелищно произведения смотрятся с небольшого расстояния.

«Хрустальные» творения днем сияют в лучах солнца, а ночью переливаются разноцветными огнями. Любовался бы этими шедеврами круглый год, если бы не одно но — они недолговечны и с приходом тепла растают, как сказочный сон. Оставшееся от уличных композиций обычно ближе к весне разбивают дворники или техника, которая занимается уборкой и вывозом снега. Со скульптурами в помещении сложнее. Нужно распилить их на фрагменты и вынести из здания. 

— Уличным композициям страшен только дождь. При плюсовой температуре лед будет истончаться, но понемногу и равномерно, — добавил напоследок Михаил. — Если дождя не будет, то резиденция Деда Мороза в Могилеве, например, сможет простоять до марта.

gorbatenko@sb.by

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО и из архива героя материала.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter