Услышь меня, мама!
Творчество Ольги Патрий пронзает до глубины души. Благодаря талантливым словам, исполнению и мелодии ощущаешь надрыв чувств, к горлу подступает комок. «Если бы ты, мама, видела, сколько дарят люди мне цветов, то у тебя для радости не хватило бы слов», — поет и музицирует настоящая звезда. Этими строками она обращается к маме, которая давно на небесах и не смогла побывать на концертах дочери.— Эта песня называется «Слышишь, мама», — листает семейные фотографии Ольга Патрий. — Моя мама была очень хорошей, но, к несчастью, рано умерла. Даже не знала о том, что я пишу авторские песни. Как-то я ей рассказала об этом, но она будто не придала значения. И вот теперь обращаюсь к ней на небеса. Папа пару раз успел прийти на мои концерты.
У незрячей звезды примерно 3100 стихотворений и более 400 песен. Около четырех лет она в Союзе писателей Беларуси. Высоченные стопки специальных тетрадей, написанных шрифтом Брайля, упираются в потолок. А первое стихотворение (ставшее и первой песней) пришло к ней ночью после обряда Крещения. Ольге тогда было 30 лет. Вскоре поняла, что строки надо соединять с музыкой. Знакомых композиторов не было, поэтому пришлось научиться играть на фортепиано и сочинять музыку самой. Позже купила синтезатор, с которым стала более мобильной на концертах.
— Перебирала аккорды на слух и поняла, что получается гармония, — откровенничает Ольга.
— Эту музыку и стихи мне как будто диктует кто-то свыше. Может быть по две-три недели ни строчки, а иногда в день — сразу два или три стихотворения. Все зависит от настроения, я очень эмоциональный человек.Собеседница встает на приставной стул и едва дотягивается до верхних тетрадей в стопке, ищет наощупь нужную:
— Не могу выбрать какое-то определенное стихотворение и назвать его любимым. У меня критерий отбора один: если текст или песня тронули меня, значит, тронут и других.
Что грустишь, березонька кудрявая,
Что в траву роняешь свои слезки?
В небе разлилась заря кровавая,
И свеча беззвучно плачет воском.
Ты, березка, выпей зорьку алую.
Может, свою душу успокоишь.
Моей жизни книгу запоздалую
На странице памяти откроешь.
В душе с Господом
Ольга часто и очень точно описывает природу, хотя никогда ее не видела. Признается, что страшно окунуться во все богатство красок мира, однако хочется посмотреть своими глазами на небо, солнце, звезды…— Все краски мира вижу через стихи, песни, звуки, осязание, общение, — обращает внимание собеседница. — Бог дает то, что считает главнее. Моя ниша, например, — творчество, которое делает наш порой слепой мир добрее и терпимее.
Душа стихами, музыкой живет,
Они ей силы жизни прибавляют,
Душа смеется, плачет и поет,
И годы ей нисколько не мешают.
Душа стихами, музыкой живет,
Она с людьми делиться не боится
Тем, что покоя часто не дает,
И тем, что в уголках ее таится.
Душа стихами, музыкой живет,
И, пробивая стены отчужденья,
Она печаль и боль людскую пьет
И не стыдится тайны откровенья.
Такие откровения — в двух сборниках поэтессы «Глаза души» и «От песни до песни». Первая книга вышла в 2004‑м, а вторая — четыре года назад на средства меценатов. Деньги от продажи второго сборника автор пожертвовала на кровлю храма в честь священномученика Владимира Хираско.
Отношение к Господу у Ольги Патрий самое трепетное. Выступает в храме, дружит с сестрами милосердия, поет в церковном хоре, дает концерты вместе с православным ансамблем «Тимпан» в местах заключения.
— С детства меня бабушка воспитывала в духе православия, поэтому я всегда живу в душе с Господом, — рассказывает собеседница. — Искренне полагаюсь на Всевышнего. Принимаю все как есть и не жалуюсь на судьбу. Убеждена, что с указующим Божиим перстом человек сам управляет судьбой.
Давно бы покрестилась, признается Ольга:
— Но в моем детстве в храмы не было свободного доступа. Поэтому верующая бабушка покрестила сама, как умела. Потом я услышала от священников, что надо бы совершить все по чину. И только в 1989‑м обрела духовных родителей, о которых так мечтала.
Побеждать трудно, но можно
Родом Ольга Патрий из Томской области. Потом училась в спецшколе в Молдавии, а среднее образование получила в Гродно. С тех пор, с далекого 1976‑го, наша страна стала для нее родной. Практически сразу после учебы началась интересная сценическая жизнь. Артистка выступала в огромных залах, в том числе в Москве. Помнит, как в театре Янки Купалы в Минске прошел ее вечер в соавторстве с киноактером Виктором Манаевым. Иконы, сувениры, мягкие игрушки (их полон дом) — это подарки от благодарных зрителей. Бесчисленное количество цветов еле могла обхватить, порой из них вообще можно было выстроить живой коридор. Теперь залы, которые собирает певица, больше камерные — при храмах, библиотеках, музеях, дворцах культуры, часто в глубинке.— В последнее время даже немного настроилась на спад в своем творчестве, — делится Ольга Патрий. — И тут свершилось чудо: звонок из Москвы с приглашением на передачу Андрея Малахова «Песни от всей души». Не могла сначала в это поверить, спросила, не ошиблись ли номером. С удовольствием поехала в сопровождении подруги. Благополучно добрались на «Ласточке», заселились в гостиницу. Откровенно говоря, Андрей Малахов меня поразил. С таким благоговением со мной беседовал, целовал руку. Посвятила ему песню, стихотворение, частушки. А таких оваций после своего выступления никогда не слышала — зал аплодировал стоя. Приятно до слез!
Складывается впечатление, что Ольга Патрий — полная оптимистка. Но минуты отчаяния все же приходят. Старается не унывать, во всем находит положительное:
— Хочу дарить людям свое творчество и тем самым быть полезной. С удовольствием откликаюсь на все приглашения, и хотелось бы, чтобы их было больше. У меня есть для этого силы и емкий девиз: побеждать трудно, но можно.