И портная, и обувных дел мастер
В детстве, пока сверстницы мечтали о длинноволосых куклах Барби, Виктория Протченко из Минска грезила о швейной машинке. И на седьмой день рождения родители подарили ей электрическую «Чайку»:– Сколько счастья-то было! До этого за машинкой никогда не сидела, все тонкости постигала в процессе. Помню, нарисую на бумажке линии и строчу по ним весь день. Всем куклам платья тогда пошила.
Родители решили поддержать увлечение дочери и предложили записать в народную студию дизайна одежды Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак». На протяжении шести лет Виктория старательно посещала все занятия, училась кроить, делать лекала и строить чертежи:
– Нравилось, что могу создать любую вещь, которая приглянется в модном журнале. В 14 лет пошила свою первую куртку на подкладке, ее до сих пор мама носит на даче.
После 9-го класса Виктория поступила на вышивальщицу. В конце 2-го курса устроилась в ателье портной:
– Ни опыта работы, ни специального образования у меня не было, а вот желания творить хоть отбавляй. Моя инициативность приглянулась начальнику, и он взял в штат.
Проработав три года, Виктория поняла, что хочет двигаться дальше. В 22 она стала индивидуальным предпринимателем, открыла собственный ремонт одежды. Начать свое дело ей помогла государственная субсидия:
– Мне выдали приличную сумму, ее хватило, чтобы снять помещение, купить необходимое оборудование. Появилась база постоянных клиентов, обожала наблюдать за их реакцией, когда они впервые видели свое отражение в зеркале в новом платье или костюме. А потом случился декрет. Я понимала, что работать в прежнем режиме с двойней на руках будет проблематично, ИП пришлось закрыть. Но долго сидеть без дела не смогла, зарегистрировалась как ремесленник.
Под мини-мастерскую Виктория выделила часть спальной комнаты. У окна поставила рабочий стол и стеллаж для хранения ниток, иголок и фурнитуры, рядом – манекен, именно на нем портная создает одежду для клиентов:
– Сценические и спортивные костюмы, купальники для художественной гимнастики и акробатики, одежда для восточных танцев и выпускные наряды, комбинезоны и худи. Берусь воплощать любые идеи. Бывает обращаются и с очень необычными просьбами. Как-то звонит соседка: «Вика, обошла все обувные мастерские в округе, нигде не взялись ушить голенище сапог из тонкой ткани. На тебя вся надежда!» Как тут откажешь, немного повозилась и выполнила этот заказ.
Любовь в каждом стежке
Шесть лет назад в жизни Светланы Мамай появился скрапбукинг. Картинки работ мастериц, которые она находила в интернете, вдохновили взять в руки иголку:– Мне всегда нравилось рассматривать мелкие детали, изучать текстуры, мысленно сочетать разные цвета. Со школьных лет знала, что работа руками для меня сродни медитации.
Знакомство с миром скрапбукинга у Светланы началось с создания фотоальбома для ребенка друзей. Мастер много времени провела, выбирая элементы декора для его обложки:
– Боялась сделать ее слишком пестрой, не хотела переборщить с украшением. Прикладывала одни цветочки, потом меняла их на другие.
Друзья оценили подарок Светы и посоветовали продолжать в том же духе. После альбома мастер не раз делала хендмейд-презенты и другим товарищам: кому обложку на паспорт пошьет или рамку для фотографии, другому – книгу для записи рецептов или блокнот. По сарафанному радио о мастерице узнали многие, стали обращаться с заказами, вспоминает Светлана:
– Решила, что пора регистрировать ремесленничество. Одна базовая величина в год не такая уж и большая сумма. Никогда не ставила за цель зарабатывать на хендмейде. Мне нравился процесс создания и то, что я могу совершенствоваться. А продажи, которые начались очень внезапно для меня, оказались приятным бонусом.
В то время Света совмещала работу в информационном центре и хендмейд: половину дня проводила в офисе, а вечерами сшивала блоки листов для будущих альбомов. Количество заказов постепенно росло, чтобы успевать их выполнять, приходилось жертвовать сном. В тот момент ремесленница начала размышлять о том, что пора увольняться:
– А спустя некоторое время узнала, что фирму, в которой я числилась, ликвидируют, сотрудников сокращают. Подумала: это отличная возможность поработать на себя. Эксперимент оказался удачным, уже четвертый год работаю на себя. Правда, это довольно сложно и ответственно. Нужно держать в фокусе все, начиная от клубочка ниток, которым сшиваешь переплет, и заканчивая привлечением новых заказчиков. Постепенно расширяю географию, сейчас мои альбомы «живут» по всему миру: в Беларуси, России, Украине, Германии, Италии, Канаде, Франции и других странах.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Дмитрий Семенов, инженер, Гомель:
– Уважаю людей, которые не боятся и кардинально меняют свою жизнь. Лично знаком с несколькими такими смельчаками. Когда они ходили с понедельника по пятницу в офис и выполняли рутинные задачи, чувствовали себя не на своем месте. А теперь у них горят глаза, они полны энергии и желания развивать свое дело. Огромную поддержку для малого и среднего бизнеса оказывает государство. Для индивидуальных предпринимателей проводят бесплатные консультации, помогают с решением вопросов, возникающих на старте. В таких условиях приятно работать. Недавно читал новость, что количество ремесленников с каждым годом увеличивается. Этому также способствует проводимая политика. Пару лет назад приняли указ, который расширил возможности для предпринимательства. Всех его «плюшек» не знаю, но слышал, что они существенно облегчили многим жизнь.
shestakevich@sb.by
Фото из личного архива героев