От оперы до цирка
Место, где прописалась галерея, для столицы знаковое и особое. Самый центр Минска — Октябрьская площадь. Рядом — Нулевой километр и Дворец культуры профсоюзов, через дорогу — «Мальчик с лебедем» и Купаловский театр. К слову, в одном из самых узнаваемых зданий города — Дворце Республики — галерея появилась не случайно. После завершения строительства Дворца Республики по поручению Главы государства несколько залов в его цокольном этаже были безвозмездно переданы Белорусскому государственному университету культуры и искусств (БГУКИ) специально для создания там арт-пространства.Талантам нужно помогать — такой принцип работы закладывали в галерею изначально.
Первые выставки — произведения исключительно студентов и преподавателей кафедры народного декоративно-прикладного искусства БГУКИ. Но спустя время руководство нашло компромисс между «своими» и «чужими». Так с годами «Университет культуры» превратился в настоящий культурно-просветительный центр. Сегодня свои работы здесь могут представить не только ученики и преподаватели, но и уже признанные мастера искусства. А еще — оперные, балетные и цирковые артисты, рассказывает нынешний директор галереи Марина Татаревич. К слову, сама выпускница БГУКИ, кандидат культурологии.— Для нас является важным в том числе взаимодействие с ведущими учреждениями культуры и образования страны, органами государственной власти, общественными объединениями. Так, скажем, к 85-летию Большого театра открылась выставка «Театр. Insight», благодаря которой гости смогли увидеть любимый театр под другим углом. Интересным получился и совместный с Белгосцирком проект «Дивертисмент». Уже исходя из названия можно говорить о его масштабе: во время выставки публике было представлено максимально возможное количество цирковых жанров-номеров.
Тренировка вкуса
Все эти годы главными критериями в отборе выставочного материала неизменно остаются качество работ и поддержка талантливых авторов. Каждый сантиметр из 300 «квадратов» здесь отдан под искусство. Этим «Университет культуры» тоже гордится. Как и тем, что носит негласное звание самой некоммерческой галереи города, куда может свободно зайти любой желающий.Одной из основных задач галереи по-прежнему является популяризация белорусского искусства, продолжает Марина Татаревич:
— Мы уделяем большое внимание творчеству белорусских художников. Организация таких выставок дает шанс и посетителям, и, что особенно важно, нашим студентам напрямую пообщаться с именитыми мастерами, задать им вопросы, посетить авторскую экскурсию. Проведение выставок и других активностей с участием состоявшихся авторов — это всегда большая честь и радость для нас. Такие проекты не только создают возможность для профессионального диалога мастеров и искусствоведов, но и позволяют продвигать галерею как профессиональную выставочную площадку с устойчивой положительной репутацией.
При этом мы с удовольствием сотрудничаем и с молодыми художниками, для которых организация персональной выставки в нашей галерее может стать толчком для творческого развития.Славится галерея и экспозициями с участием иностранных гостей. Искусство Китая, Пакистана, Ирана — живописные, фотографические, скульптурные опыты этих стран в стенах «Университета культуры» всегда находят отклик у минчан и гостей столицы. Этими международными проектами Марина Татаревич особенно гордится:
— Так, выставки иранского искусства проходят в галерее на протяжении пяти лет и всегда вызывают большой интерес. Хочется отметить и продуктивные взаимоотношения с сотрудниками посольства Венесуэлы в Беларуси. Помимо выставок и мастер-классов, они готовят лекции-кинопоказы, которые знакомят белорусов с культурой, традициями и историей Венесуэлы. Хорошая посещаемость этих проектов доказывает правильность выбранной нами стратегии в области межкультурного сотрудничества.
Помогать и наблюдать
Галерея открыла публике не один десяток новых имен, организовала несколько фестивалей с продолжением на других выставочных площадках Минска, наладила сотрудничество с белорусскими диаспорами и дипмиссиями. А что дальше? Марина Татаревич знает ответ:— «Университет культуры» постоянно находится в процессе выявления новых имен в белорусском искусстве, максимально содействуя раскрытию потенциала талантливых авторов. В числе таких инициатив — выставка достижений учеников отечественных детских школ искусств, которая стала частью празднования Международной недели художественного образования ЮНЕСКО. Это был первый подобный проект в Беларуси, когда всем школам искусств республики дали возможность показать у нас свои работы. И что важно, проект был профинансирован из бюджета специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи.
Отдельная глава в истории «Университета культуры» — кураторская деятельность. Так, в 2019 и 2020 годах галерея курировала работу выставок произведений лауреатов, дипломантов и стипендиатов специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Кроме того, в текущем году галерея выступила в роли куратора экспозиции «Пояс единства» во Дворце Независимости, приуроченной ко Дню народного единства.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Наталья Карчевская, ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат искусствоведения, доцент:
— Двадцатилетие художественной галереи «Университет культуры», безусловно, значимое событие для нашего учреждения. Не каждый вуз может заявить, что у него есть собственная художественная галерея. Это своеобразная визитная карточка нашего университета. Благодаря проектам галереи студенты знакомятся с произведениями белорусского искусства, а также с культурами и традициями зарубежных стран.
Студенты БГУКИ не только посещают выставочные экспозиции, но и проходят в галерее ознакомительную, производственную и преддипломную практику. Кроме того, на базе «Университета культуры» ежегодно проходит защита дипломных работ выпускников кафедры декоративно-прикладного искусства с последующей выставкой. Ведь одно дело защищать проект в аудитории и совсем другое — иметь возможность показать работу широкой публике и почувствовать себя настоящим художником.
leonovich@sb.by