Чем удивят гостей 12 районов Припятского Полесья на самобытном фестивале этнокультурных традиций «Зов Полесья»


Каждый из 12 районов Припятского Полесья на самобытном VIII Международном фестивале этнокультурных традиций «Зов Полесья» обещает удивить гостей уникальной программой с акцентом на аутентичные традиции и промыслы своего края. Традиционно в презентациях масштабного и колоритного форума примут участие творческие коллективы, мастера и ремесленники из восьми районов Гомельской (Житковичский, Ельский, Калинковичский, Лельчицкий, Мозырский, Наровлянский, Петриковский, Хойникский) области и четырех районов Брестской (Ивановский, Лунинецкий, Пинский, Столинский).

Концерты, выставки, обрядовая театрализация, мастер‑классы, дегустации...

Специально для вас мы нашли изюминки, мимо которых просто невозможно пройти! 

Ельский район. Завить бороду и привлечь удачу

Житковичский район. Как женили... дымоход

Іванаўскі раён. Каравайныя традыцыі ад Моталя

Калинковичский район. Свадьба с автюковским колоритом

Лельчицкий район. Здесь медом намазано

Лунинецкий район. А кто такая Куста?

Мозырский район. Наши предки верили в удачу

Наровлянский район. Из плохого настроения блин не испечешь

Петриковский район. Разбитый сосуд и пополнение в семье

Пинский район. Конкурс красоты и грации

Столінскі раён. Скачуць «Конiкi»

Хойникский район. Оберег от Русалки

ЕЛЬСКИЙ РАЙОН

Завить бороду и привлечь удачу


Фольклорный ансамбль «Валошкі» Валавского центра народных традиций представит на фестивале «Зов Полесья» аутентичный обряд «Дажынкi».

Тема непростого хлеборобского труда, уборки урожая красной нитью пройдет через все локации подворья Ельского района на Международном фестивале этнокультурных традиций. Желающим здесь предложат завить венок на счастье и удачу, попробовать смолоть муку так, как это делали наши предки. А главной изюминкой площадки станет обряд «Дажынкi», который в Валавском центре народных традиций восстанавливали, опираясь на местные обычаи.

Народный фольклорный ансамбль «Валошкі» в Валавске создали более 70 лет назад. В творческом портфолио коллектива — несколько восстановленных белорусских обрядов, которые когда‑то проводили в их селе. В их числе — «Дажынкi», символизирующие окончание жатвы.

Материал для обряда собирали не один год, разговаривали с теми, кто помнил его детали. Среди отличительных особенностей обряда — последний сноп, который сельчанки зажинали молча. Его торжественно вручали хозяину дома, помещали в красный угол избы и верили, что это мощный оберег от нечисти и неудач. В старину обязательно завивали бороду — пригибали колоски к земле, оставляя под ними хлеб‑соль в знак благодарности за плодородие. По окончании работы жнеи обвивали сноп колосьями, таким образом благодарили его за исправную работу на протяжении всего жнива. И с удовольствием качались по полю, чтобы не болела спина.

— Как и в давние времена, берем с собой в поле детей. Местные школьники активно откликаются на предложение принять участие в таком интерактиве, — делится руководитель ансамбля Галина Бурмич. — Для ребят у нас есть костюмы, которым уже около 100 лет, — настоящие музейные экспонаты! В этом году дети на фестиваль «Зов Полесья» в составе нашего коллектива поедут впервые. И знаете, было столько желающих, что пришлось устраивать отбор. К слову, где бы ни выступали «Валошкі» с обрядом «Дажынкi», неизменно собирали большое количество зрителей.

Гостям подворья Ельского района также предложат наполнить свою жизнь счастьем и удачей. Для этого нужно будет всего ничего: вплести колоски, цветы в жнивный венок, который подготовили местные мастера.

— Урожай всегда убирали толокой. Наш венок символизирует единение белорусов, вклад каждого в формирование общего каравая, — расставляет акценты начальник отдела культуры Ельского райисполкома Татьяна Невмержицкая. — Будет организован мастер‑класс по плетению венков, изготовлению васильков. Старались сделать все для того, чтобы посетители оценили богатый культурный потенциал нашего региона.

Фото предоставлено Валавским центром народных традиций

ЖИТКОВИЧСКИЙ РАЙОН

Как женили... дымоход


Богатым музыкальным репертуаром будут развлекать гостей коллективы Житковичского района. Но главный сюрприз праздничной программы — осенний обряд «Жанiцьба комiна».

Заведующая сектором культуры Житковичского райисполкома Мария Макаревич рассказала об этой традиции:

— Этот осенний обряд издавна совершался на Семенов день еще в допетровское время, с 13 по 14 сентября, когда заканчивались работы в полях. Он символизирует переход в зиму, подготовку сельчан к морозам и холодам. По традиции в этот день крестьяне должны были поставить «дымоход», обмазать его глиной, обмотать мешковиной и побелить. Наши предки все посыпали зерном, брызгали водкой, зажигали свечу, читали молитву «Отче наш», ходили вокруг «трубы». И завершалось это любопытной вечеринкой, на которой женщины веселились, пировали, пели песни, танцевали, а мужчины работали: ткали коврики, тапочки, выдалбливали посуду из дерева.

Фото — Студэнцкае этнаграфiчнае таварыства

На подворье Житковичского района можно будет загадать заветное желание. Организаторы установят «Кола жадання», на котором можно взять ленточку и повязать ее, чтобы мечта сбылась.

— Наш край славится рыболовством, — продолжила Мария Макаревич. — ОАО «Туровщина» представит на дегустацию свою продукцию из рыбы, выращенной в озере Белом. Также угоститься можно будет драниками, пожаренными на колоде, травяным чаем из самовара.

ІВАНАЎСКІ РАЁН

Каравайныя традыцыі ад Моталя


Да нашых дзён у вёсцы Моталь захаваўся адзiн са старадаўнейшых вясельных звычаяў выпечкi, упрыгожвання i мiжродавага падзелу абрадавага хлеба — каравайная традыцыя. Дакрануцца да сакральнай дзеi запрашае падворак Iванаўскага раёна.

Каравай — гэта абрадавы хлеб, сiмвал дабрабыту, абавязковы атрыбут палескага вяселля. Пякуць яго як у доме жанiха, так i ў доме нявесты. Аснову каравая — хлеб — замешваюць i выпякаюць спецыяльна запрошаныя жанчыны‑каравайнiцы. Мясцовая супольнасць лiчыць, што выбар каравайнiц уплывае на лёс маладых, таму на гэтую ролю запрашаюць паважаных, руплiвых жанчын, якiя дружна жывуць у шлюбе i маюць дзяцей.

Вясельная каравайная традыцыя ўключае шэраг адказных этапаў: рашчыненне, замес, гiбанне каравая, саджанне ў печ, выманне, упрыгожванне, а таксама выкуп i падзел абрадавага хлеба. Кожны этап суправаджаецца благаслаўленнямi, малiтвамi, песнямi, каб запраграмаваць добры шлюб.

Значным элементам каравайнай традыцыi з'яўляецца ўпрыгожванне каравая, для чаго вырабляюць з цеста i пякуць «шышкi» — галiнкi садовых дрэў з пэўнай колькасцю разгалiнаванняў, а таксама «барылца» — жгуты цеста па дзесяць сантыметраў, абвiтыя па даўжынi ў форме спiралi. Каравай выпякаюць ужо ўпрыгожаным, а затым шышкi аздабляюць папяровымi кветкамi i вечназялёнымi раслiнамi.

На працягу ўсяго вяселля каравай знаходзiцца ў «каморы» (халодным памяшканнi), а напрыканцы дзелiцца: кожны атрымлiвае сваю долю ўзамен на добрыя пажаданнi i падарункi маладым. Суправаджаецца падзел каравая музыкай, жартамi, прыгаворамi.

— Перадача каравайнай традыцыi ажыццяўляецца ад пакалення да пакалення ў сем'ях жыхароў вескi Моталь, якiя вельмi ўважлiва i ашчадна ставяцца да сваёй каравайнай традыцыi, — адзначыла дырэктар Мотальскага музея народнай творчасцi Вольга Кульбеда. — Пасля абраду з караваем зарад бадзёрасцi i весялосцi ўдзельнiкам i гасцям фестывалю абяцаюць народныя калектывы «Палешукi» i «Грай, гармонiк».

Увесь час, калi гатуецца каравай, каравайнiцы спяваюць песнi, як бы замаўляюць, просячы Бога, даць шчаслiвую долю маладым. Па знешнiм выглядзе выпечанага хлеба вызначаюць, якое жыццё будзе ў пары: не дай бог, ён трэсне надвое.

Справа не столькi ў караваi, колькi ў тым, што людзi, якiя руплiва яго ствараюць, абсалютна ўсё робяць з добрымi думкамi i намерамi. I дабро, якое лунае ў паветры, зараджае, дае асаблiвы iмпульс для шчаслiвага жыцця.

Завершыцца праграма яркiм i запамiнальным выхадам удзельнiкаў фестывалю — эксперыментальнай пеўчай групы «Славяначка NEXT» Iванаўскай дзiцячай школы мастацтваў. Гарманiсты нiкому не дадуць засумаваць.

КАЛИНКОВИЧСКИЙ РАЙОН

Свадьба с автюковским колоритом


Праздничное настроение на подворье Калинковичского района будет задавать далеко известный за его пределами театр народного юмора «Веселые автюковцы». Уже поэтому гостям здесь точно скучать не придется, ведь не случайно агрогородок Малые Автюки считается столицей белорусского народного юмора.

Но все же главной изюминкой станет знакомство со свадебными обрядами, о чем говорит уже само название подворья — «Вяселле».

Фольклорный коллектив «Аўцюкоўскiя гаспадынi».

На каждом фестивале район старается чем‑то удивить, показав разные стороны народной жизни. На этот раз гости увидят фрагмент полесской свадьбы с обрядом сведения свечек, который бытует среди сельчан Великих и Малых Автюков и окрестных деревень.

Традицию обмена свечами между свахами, символизирующую благополучие новой семьи, хранят и передают из поколения в поколение участники аутентичного фольклорного коллектива «Аўцюкоўскiя гаспадынi». Также здесь можно будет познакомиться еще с одним уникальным обрядом из Великих Автюков — «Выкуп елки». Когда‑то наши предки высекали и украшали искусственными цветами небольшое деревце перед свадьбой. Елка символизировала невесту в ее, так сказать, «переходном» до семейной жизни девичьем положении. Сваты от жениха должны выкупить это деревце, которое затем ставили возле молодых на праздничный свадебный стол. После свадьбы елку могли прибить к жилищу молодых, пока не осыпятся иголки. Люди верили в ее магические свойства, якобы способствующие будущей счастливой семейной жизни.

Ведущий методист Калинковичского районного центра культуры и народного творчества Лариса Близнюк уверена, что свадебное подворье без внимания не останется:

— Люди всегда уходят от нас с хорошим настроением и выражают благодарность за трепетное отношение к традициям и культурному наследию предков. Среди энтузиастов много молодежи. И это не только работники культуры, но и творческие, талантливые сельчане из самых разных сфер, целыми поколениями участвующие в художественной самодеятельности. Еще одним украшением нашего подворья станет коллектив «Березовские переливы» из Березовки, участники которого собирают местный фольклор, сохраняют традиционные праздники и обряды, популяризируют народное творчество. Кроме того, его бессменный руководитель Полина Лопатик сама пишет очень мелодичные песни о любви к родному краю. В ансамбле поют также ее супруг, дочь и другие односельчане — до десятка человек — под аккомпанемент народных инструментов покоряют сердца слушателей, поэтому их приглашают на площадки самого разного уровня. И нам особенно приятно, что эти артисты будут выступать в прологе открытия фестиваля. Обязательно загляните на подворье, не пожалеете! И после этого, уверена, захочется поближе познакомиться с нашим юморным и певучим краем.

ЛЕЛЬЧИЦКИЙ РАЙОН

Здесь медом намазано


Пчеловодам и любителям медовых угощений обязательно стоит заглянуть на подворье Лельчицкого района.

Заведующая сектором культуры Лельчицкого райисполкома Галина Грибовская всех сюрпризов не раскрывает, но уверяет, что никто не уйдет голодным, без новых знаний и впечатлений.

— Наша главная фишка — борти, — говорит она. — И это уже стало доброй традицией показывать гостям один из древнейших видов ремесла, которым славен наш край, уникальный своей первозданной природой и людьми, трепетно хранящими и передающими традиции предков. Старинный промысел, основанный на разведении и содержании пчел в бортях (колодах), закрепляемых на больших деревьях в лесу, сохранился с давних пор и живет по настоящее время. Не случайно элементу «Лесное бортничество» нашего района присвоен статус историко‑культурной ценности Беларуси. Гости смогут познакомиться не только с технологией сбора меда древним способом, но и отведать множество блюд, приготовленных по местным оригинальным рецептам из этого полезного продукта.

Около 200 бортников в Лельчицком районе добывают мед в местных лесах.

В 2020 году культура бортничества была внесена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Старинным промыслом в Лельчицком районе сельчане занимаются на протяжении более 500 лет. На сегодняшний день в деревнях этого Полесского региона живут около 200 бортников, половина из которых в силу своего возраста уже являются только наставниками.

На празднике много любопытных фактов о бортничестве расскажет учитель истории из Дзержинской средней школы Валерий Лукашевич. Примечательно, что в этой деревне таким промыслом занимаются, считай, в каждом дворе, передавая эти навыки из поколения в поколение.

Валерий Николаевич уверен, что колоритный промысел, по крайней мере в их крае, никогда не проиграет конкуренцию наземным пасекам. В деревнях на Полесье молодежь предана традициям. И конечно, внимание государства к их сохранению тоже сыграло свою роль. А фестиваль помогает их популяризировать, возрождать и расширять.

ЛУНИНЕЦКИЙ РАЙОН

А кто такая Куста?


Как Кусту водят и пекут хлеб на Полесье, смогут узнать гости на подворье Лунинецкого района.

Если интересно, кто такая Куста, то сюда стоит обязательно заглянуть. Хозяева подворья сделали ставку на уникальную традицию — обряд «Ваджэнне Кусты», который отражает яркую региональную особенность праздника Троицы в Брестской области. Героиней обряда выбирали красивую молодую сельчанку, которую украшали зелеными ветвями и водили по деревне, распевая обрядовые песни.

В них восхваляли хозяев, их детей, желали им здоровья и благополучия. «Куст» считался символом урожая. Со временем обряд трансформировался, приобрел брачную направленность: стали выбирать девушку на выданье, а Куст стал еще и символом крепкого, благополучного брака.

Ритуал начинается перед ужином, когда его участники (женщины и девушки) собираются в доме одной из женщин. Венок и одежда для Кусты изготовлены из клена. Группа с Кустой ходит по деревне с праздничными песнями, прося хозяев дворов вручить ей подарок. Хозяева одаривают хлебом, пирогами, медом, мясом, салом, яйцами, напитками, дают деньги, некоторые накрывают стол и угощают всех участников обряда. После завершения обхода группа направляется туда, где все собрались перед церемонией и оставили домашнюю еду. Участники обряда стараются сорвать с Кусты несколько листьев. Торжественные действия завершаются общим праздничным застольем.

Заведующая сектором культуры Лунинецкого райисполкома Наталья Дубойская подчеркивает значение обряда:

— Ежегодное, непрерывное соблюдение этой традиции в День Святой Троицы формирует у жителей агрогородка осознание того, что они являются одним сообществом с самобытной традиционной культурой.

Познакомиться с мастерами края, попробовать что‑то смастерить самому или приобрести памятный сувенир можно будет в «Скарбнiце Лунiнеччыны», где широко представят промыслы полешуков. Мастера народного творчества вместе с юными участниками клубных формирований проведут мастер‑классы по ткачеству рушников, валянию из шерсти, плетению поясов, вырезанию вытинанки, вязанию круглых ковриков крючком, кружев и изготовлению деревянных ложек.

«Гасцiнная Лунiнеччына» — еще одна площадка подворья, которая никого не оставит голодным. Гостей здесь будут потчевать лепешками, булками и пирогами. Солеными, пряными, маринованными, вялеными, сушеными, копчеными угощениями, рыбными деликатесами по самобытным рецептам.

Какой же пир без музыки! Любимые народные песни исполнят творческие коллективы района — «Шляхцiчы» и «Веснiца», «ФолькФэст», «Лабчанка» и «Вытокi».

МОЗЫРСКИЙ РАЙОН

Наши предки верили в удачу


Мозырский районный центр культуры и народного творчества перенесет своих гостей в атмосферу добрых и самых любимых зимних праздников.

Для воссоздания соответствующей атмосферы на подворье «Каляды», которое представит собой импровизированный хутор из трех хат и двух тематических площадок, будет использован генератор искусственного снега. Центр подворья украсит бутафорская ель, обвешанная баранками, яблоками и конфетами. А драматургии сказочному действию добавит звуковое сопровождение январской вьюги, трескучего мороза и хруста сугробов.

В каждой хате — свои сюрпризы. В первой — богатый стол с кутьей, блинами, колбасами и прочими колядными угощениями. И самое главное: можно не только узнать о гастрономических вкусах предков, но и продегустировать блюда. Во второй — оценить талант народных мастеров и умельцев и научиться делать из соломы обереги «Ангел». А в «Рождественской лавке», третьей хате, — приобрести на память сувенир от Мозырской фабрики художественных изделий.

Художественный руководитель образцового ансамбля фольклорной песни «Мазырскiя весялушкi» Светлана Полынь не сомневается, что такой антураж поможет гостям проникнуться красотой и душевностью обряда «Каляды» — самым зрелищным интерактивом на подворье:

— С Козой, Медведем и другими персонажами. Это ведь тоже дань уважения предкам, которые верили, что участие в обряде принесет человеку удачу.

Заведующая отделом организации культурно‑досуговой деятельности районного центра культуры и народного творчества Влада Терехова рекомендует присмотреться к площадке «Рамесная слабада», где Галина Дикан научит всех желающих ткачеству гобелена. Мастер в совершенстве владеет еще и вышивкой, занимается бисероплетением и работает с соломкой. А также известна своими герданами (женские нагрудные украшения). И хоть они не совсем традиционные для белорусов, а больше распространены на юге России в Закарпатье, при их создании Галина использует национальные символы и узоры.

Народный ансамбль «Радуница».

— Каждая работа мастерицы — произведение искусства, в которое она вложила душу, сердце и профессионализм, — говорит Влада Терехова. — Уверена также, что никого не оставит равнодушным на фольклорной площадке выступление народного ансамбля «Радуница». Их визитная карточка — художественное отождествление жизни и души нашего народа, своих земляков через песню, музыку и танцы. Не случайно свое звание он носит более 30 лет. В составе коллектива — опытные и молодые, но все талантливые и преданные искусству музыканты, которые выступали на самых разных площадках, множество раз награждались грамотами и дипломами за творческие достижения и популяризацию национальной культуры.

На колядный хутор обязательно стоит взять с собой детей, ведь им здесь точно скучать не придется. На детской площадке с деревянной, задекорированной под снежную, горкой, санками, лыжами и прочими атрибутами зимних развлечений, работники эколого‑культурного центра организуют для ребят самые разные тематические активности. И чтобы запомнить этот выходной, на фотозоне, где гостям предоставят реквизит, можно будет сделать не только креативные фото, а также изготовить фотомагнит с надписью «Каляды на Мазыршчыне». В вечернее время на подворье включат праздничную иллюминацию.

НАРОВЛЯНСКИЙ РАЙОН

Из плохого настроения блин не испечешь


Отведать блинов по оригинальным рецептам наровлянских хозяюшек приглашает подворье Наровлянского района.

Гости смогут не только продегустировать изыски народной кухни, но и поучаствовать в одном из самых красивых обрядов, который завершает зимний цикл. Заведующая сектором культуры Наровлянского райисполкома Инна Рудковская рассказала об особенностях традиции.

— «Масленица» — древний славянский праздник, всегда проходит ярко, шумно и весело, — поведала она. — В народных традициях этот день ассоциируется с началом весны и изобилием на столе румяных блинчиков. Праздник тесно связан с культом солнца. Отсюда и главный символ Масленицы — блин, который у славян символизирует земное светило. В эти дни каждая хозяйка старалась проявить кулинарные способности и приготовить лакомство на любой вкус для привлечения достатка, благополучия и радости.

На масленичном подворье почетных гостей фестиваля первыми встретят участники образцового любительского театрального коллектива «Маска». Не обойдется на празднике и без шумных и веселых цыган, которые будут предлагать гостям поучаствовать в различных праздничных обрядах и конкурсах. Веселые и приветливые «гаспадары» угостят ароматным чаем на травах, налистниками, сырниками, драниками и другими традиционными блюдами белорусской и полесской кухни. С плохим настроем лучше не подходить, иначе это скажется на вкусе блинов!

Коллективы «Спадчына» и «Завойтянка».

Кроме того, будет организована дегустация кондитерских изделий, выставка‑продажа сувенирной продукции центра ремесел, историко‑этнографического музея, пройдут различные конкурсы, мастер‑классы, веселые игры сельской молодежи до середины ХХ века, интерактив от «Маски» и другие забавы для желающих повеселиться.

— Порадуют и впечатлят участников и гостей фестиваля торжественные красочные выступления народных коллективов «Спадчына» и «Завойтянка», исполняющие традиционные песни нашего региона, — дополнила Инна Рудковская. — Традиционно у нас на Масленицу пользуется популярностью старинная народная забава «Бой мешками», когда два соперника сидят лицом к лицу на бревне и пытаются сбить друг друга с помощью мешков, наполненных сеном, или подушек. Наши гости также смогут поучаствовать в этом развлечении. Приглашаем на блины!

ПЕТРИКОВСКИЙ РАЙОН

Разбитый сосуд и пополнение в семье


Хозяевам фестиваля есть чем удивить гостей: на подворье Петриковского района можно будет не только окунуться в быт предков и посмотреть аутентичный обряд, но и пообщаться с разной живностью.

— Домашних животных (коней, овец, коз, гусей, кур, кроликов) будем презентовать в рамках «Этнозоофеста», — уточнили в секторе культуры. — Некоторые просто включены в экспозицию, а на лошадях можно будет и покататься.

Народный ансамбль песни, танца и музыки «Лявоніха» в Копаткевичском городском Доме культуры.

Ярким элементом программы станет проведение обряда «Хрэсьбiны». Издревле в хате бабка‑повитуха с молитвой собирала новорожденного в дорогу «да Хрыста». Вместе с крестной мамой они шли в церковь, а по возвращении устраивали праздничный обед. Его‑то и собираются инсценировать на этнофесте.

— Вместе мы приготовим в горшочке кашу — центральный элемент обряда, — рассказала директор Петриковского районного Дома культуры Антонина Бруяко. — Полный сосуд нужно будет разбить. Его содержимое кладут на головы девушкам, чтобы в каждой семье случилось пополнение. К этой традиции сможет присоединиться каждый гость мероприятия.

В конце крестин мужчины повезут на тележке бабу. Встречающих она будет угощать пирожками и булочками.

Также от Петриковского района на фесте будут представлены фотозоны, фольклорные площадки, произведения декоративно‑прикладного искусства от мастеров и умельцев края.

По словам Антонины Владимировны, такие фестивали, как «Зов Полесья», помогают еще и сплотить людей, обменяться опытом, расширить кругозор, оценить, насколько прекрасна и богата талантами наша земля:

— Когда собираемся вместе, когда каждый район демонстрирует свои особенности, заметны даже малейшие детали в костюмах, угощениях, привычках.

Жители всегда ждут этот фестиваль и горды тем, что именно их край стал его площадкой. Агрогородок Лясковичи находится в самом центре Белорусского Полесья, в пойме крупной реки Припять. Туристам рекомендуют бывать здесь в период половодья и при дождевых паводках: пойма Припяти превращается в настоящее море, а ширина ее разлива достигает 30 километров, из‑за чего регион часто называют полесской Амазонией.

Антонина Бруяко советует обязательно заглянуть в «Сафари‑парк». На его территории можно встретить множество диких копытных: оленей, ланей, косуль, лосей, кабанов. Не обойдется и без знакомства с мелкими млекопитающими: лисами, зайцами, белками, ежами. Здесь же находят для себя жилище несколько десятков видов птиц. Для удобного передвижения разработали автомобильный маршрут. — Да и в принципе рекомендую насладиться красотами Национального парка «Припятский» с его уникальными ландшафтами и вековыми дубами, — продолжает собеседница. — Праздник напоминает о том, что мы должны прежде всего ценить и беречь землю предков. Ну и, конечно, привлечение в наш край новых гостей будет способствовать его экономическому развитию.

ПИНСКИЙ РАЙОН

Конкурс красоты и грации


Гостей этнофеста ждут на пинском подворье. Заглянувшие сюда смогут стать участниками обрядовых представлений «Традыцыi веснавых карагодаў на Вялiкдзень», «Праводны тыдзень» i «Провады зiмы ў вёсцы Пiнкавiчы», сохранившихся на территории деревни Пинковичи и внесенных в Государственный список нематериального культурного наследия Беларуси, познакомиться с творчеством ремесленников, попробовать изыски местной традиционной кухни.

Вокальный ансамбль «Явар ды калiна».

— Ярко представит самобытность края народный фольклорный коллектив «Крынiцы» Пинковичского сельского Дома культуры и преемники традиций — творческая молодежь учреждений культуры района, — отметила начальник отдела культуры Пинского райисполкома Людмила Головач. — На главной сцене фестиваля выступят народный вокальный ансамбль «Явар ды калiна» Жабчицкого сельского Дома культуры, дуэт «Доброславские зажигалочки».

Заведующая районным Домом ремесел, известная рукодельница на Пинщине Баян Короткова представит белорусскую куклу. Мастерица с закрытыми глазами создает соломенных пауков, а гостей научит делать куклы из рогоза и лоскутков. Гончар Илья Новак не только продемонстрирует свои изделия, но и проведет мастер-класс по изготовлению глиняной посуды.

Украшением международного фестиваля этнокультурных традиций «Зов Полесья» который год становится конкурс красоты и грации «Прыгажуня Палесся». Пинский район в 2024-м представляет студентка биотехнологического факультета Полесского государственного университета Александра Морошкина.

— Конкурс будет включать визитку, хореографический и ораторский конкурс, — поделилась Александра. — Тематика всего феста — времена года, и мы с моей группой придумали, как ее креативно обыграть, чтобы погрузить зрителей в атмосферу. Планирую заворожить жюри взглядом и движениями, чтобы они поняли, какие красавицы живут у нас на Полесье! Это мой не первый подобный конкурс: участвовала также в «Королеве студенчества — 2022». Поэтому знаю, как достойно держаться на сцене. Взять титул «Прыгажуня Палесся», конечно, хочется. Но как бы оно ни сложилось, не сомневаюсь, что фестиваль надолго запомнится.

Отдельное подворье подготовил и Пинск. Они устроят настоящую «Полесскую рыбалку». Начальник отдела культуры Пинского горисполкома Сергей Матузко рассказал, что там поставят мини-бассейн, который будет имитировать озеро, подготовят необходимые снасти и будут приглашать желающих испытать удачу — поймать рыбу. Также пинчане будут кормить разнообразными блюдами и горячей ухой.

СТОЛІНСКІ РАЁН

Скачуць «Конiкi»


Адразу некалькi канцэпцый прапануе Столiншчына. Арганiзатары вырашылi падзялiць падворак на некалькi лакацый. Першая будзе прысвечана старажытнаму абраду «Гуканне вясны», другая — знакамiтаму абраду «Конiкi», трэцяя — выстава з iнтэрактывам «Ад мiнулага да сучаснага».

— Апошнюю падзелiм на дзве сэнсавыя часткi, — адзначае начальнiк аддзела культуры Столiнскага райвыканкама Вольга Строк. — Мiнулае будзе прадстаўлена ручнiкамi, якiя многiм беларусам перадалi ў спадчыну бабулi i дзядулi. Перад гасцямi нашы майстрыхi выткуць ручнiк. Таксама прадэманструем саломапляценне — традыцыйнае беларускае рамяство, якое ўключана ў Спiс нематэрыяльнай культурнай спадчыны ЮНЕСКА. За сучасную палову выставы адказвае педагог цэнтра дзiцячай творчасцi Валянцiна Лёгкая, якая разам са сваiмi выхаванцамi стварае беларускую нацыянальную вопратку. Вось i на фестывалi будзе своеасаблiвы паказ мод: дзяўчаты i хлопцы прадэманструюць, як зараз можна насiць спаднiцы i кашулю з традыцыйным арнаментам.

Фота з архiва

Узнавiць палескi быт мiнулых часоў жыхары Столiна плануюць, як i мае быць, у сялянскай хаце, дзе ёсць печ, багаты стол з сялянскiмi прысмакамi. Не пакiнуць гасцей палескай хаты i без забаў. Галоўным стане абрад «Гуканне вясны». Хоць да яе яшчэ далёка, але навучыцца правiльна клiкаць цяпло можна ўжо зараз. У кожнай мясцовасцi абрад мае свой каларыт: недзе абыходзiлi двары, пускалi кола на плыце, у iншых вёсках расцягвалi нiтку на дарозе, залазiлi на дахi i спявалi песнi‑вяснянкi. Як гукаць будуць у Столiнскiм раёне, сакрэтаў не раскрываюць — запрашаюць убачыць усё сваiмi вачамi.

Акрамя гэтага, «Клiч Палесся» плануе здзiўляць удзельнiкаў сюрпрызамi. Тыя, хто даўно хацеў трапiць на абрад у Давыд‑Гарадку «Конiкi» ды адкладваў гэта на потым, змогуць паглядзець яго на фестывалi. Гэта традыцыя па праве лiчыцца вiзiтнай карткай Столiншчыны. Да «Конiкаў» мясцовыя жыхары пачынаюць рыхтавацца загадзя, шукаюць або майструюць арыгiнальныя маскi i касцюмы. На падворку можна пазнаць «дзеда», «бабу», «цыганку», «мядзведзя» i iншых герояў мясцовых паданняў i казак. Цэнтральная фiгура абраду — конь з вершнiкам. Iснуюць розныя меркаваннi аб з'яўленнi гэтага касцюма. Большасць схiляецца, што яго прыдумалi ў гады Першай сусветнай вайны. Гараджане ж усёй душой прыкiпелi да конiка, таму кожны год гуляе ўся акруга!

Патанчыць з палешукамi можна будзе пад песнi двух мясцовых калектываў — «Рэха» i «Выцiнанка». Музыкi па‑свойму апрацавалi ўсiм вядомую «Лявонiху», полькi «Лядзецкая», «Асаўская», «Шабасоўка», «Трасуха», «Шыбар», «Шэра» i iншыя. А таксама сабралi шмат арыгiнальных спеваў, такiх як «Качата‑гусята», «Косары косяць, вiтэр повiвае», «Розмай» i iншыя.

ХОЙНИКСКИЙ РАЙОН

Оберег от Русалки


Хойникский район представит свою этнографическую жемчужину — старинный обряд «Проводы русалки», который в 2016 году получил статус историко‑культурной ценности Беларуси.

По давнему поверью, на неделе после Троицы из лесов и болот к людским селеньям выходят русалки. Существа они недобрые, замышляют навредить человеку, наслать гибель на урожай, коров молока лишить, а лучших друзей рассорить.

В местечке Великий Бор Хойникского района Гомельской области издавна проводят обряд «Проводы русалки» как символ изгнания этих существ подальше от человеческого жилья. Под вечер сельчане наряжаются, собирают цветы, плетут венки малые и один большой. Молодую незамужнюю девушку облачают в Русалку, готовят ей убранство из травы, ветвей и цветов.

Под обрядовые песни ее ведут к полю за деревню в сопровождении двух парней‑охранников, неся за ней большой венок. Около поля разжигают огонь, где все венки освящают. Водят хороводы и прыгают через костер, чтобы получить очищение. Большой венок участники разрывают и разбирают зелень с него и из «одежды» Русалки, чтобы разложить на огородах — для хорошего урожая. Они теперь наделены особой силой плодородия.

Тем временем Русалка убегает в поле вместе со своими охранниками, которые стараются защитить ее. А сельчане пытаются догнать и оборвать листья, цветки и травы. Эта зелень — символ урожая, она отправится на огороды. Сельчане хранят свой аутентичный обряд, который призван оберегать.

Пестрые костюмы, яркие бусы, венки, улыбки и обрядные песни — все это покажут на подворье «Хто русалку водзiць — таму капуста родзiць».

Заведующая сектором культуры Хойникского райисполкома Людмила Лобан дополнила:

— Гостей также ждут мастер‑классы по соломоплетению и изготовлению русальных оберегов. Не дадут заскучать на подворье наши творческие коллективы.

Перекличку районов Припятского Полесья вели Татьяна БЕЛЕЦКАЯ, beleckaya@sb.by, Сергей ГРУДНИЦКИЙ, grudnitskiy@sb.by, Галина ЖУКОВА, zhukova@sb.by, Андрей ЗАХАРОВ, zakharov@sb.by, Екатерина КВАЧЁНОК, kvachenok@sb.by.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter