Для того, чтобы оценить игру, характер и перспективы этой малышки в полном масштабе, необходимо знать предысторию. В последнем туре Катю устраивала ничья. Однако девочка об этом даже думать не хотела! Только атака, только победа, хотя блиц — игра быстрая, скоротечная, ошибки при таком цейтноте случаются сплошь и рядом, тем более в детских шахматах. Но бескомпромиссность сделала свое дело. Екатерина Зубковская сыграла ярко и сорвала банк!
Это не случайность — закономерность. Может, в силу розовой юности и бесшабашности Катя в шахматах столь беспечна, но, скорее всего, дело в другом. Иначе она играть не умеет. И не хочет. В прошлом году на чемпионате страны среди деток до 8 лет ее тоже в последней партии устраивала ничья. Но малявка уперлась: хочу победить — и все тут. Тренеры, бабушка с дедушкой, которые часто возят ее на соревнования, битый час жонглировали логичными, как им казалось, аргументами: мол, ты хотя бы предложи сопернице ничью, что здесь такого? А не согласится — играй себе дальше. На победу. Но нет: шашки наголо, вперед и с песнями! И что вы думаете? Выиграла, конечно.
— Многие дети во время чемпионата, проигрывая, плакали, живо реагируя на неудачи. Катя не такая, она все эмоции держит в себе. После победы юную чемпионку пригласили на пресс-конференцию, где были камеры, журналисты... От вопросов и такого внимания Катя растерялась. Постояла, подумала, а затем... развернулась и ушла! Привести ее обратно оказалось задачей непростой. Но поговорили, убедили, что это необходимо...
Елена Зезюлькина — тренер новоиспеченной чемпионки и, возможно, будущей звезды мировых шахмат. Вы ее наверняка знаете — мама Насти Зезюлькиной, нашей самой титулованной шахматистки, которая в свои 22 уже собрала целую коллекцию наград: гроссмейстер, двукратная чемпионка мира среди девушек до 16 лет, многократная чемпионка страны. Зезюлькины вообще очень шахматная семья. На хорошем уровне играют Настины бабушки и дедушки, отец Алексей Тимофеевич и мать Елена Александровна — тренеры, дядя Юрий Зезюлькин — международный гроссмейстер, а младший брат Павел становился чемпионом Беларуси среди мальчиков до 8 лет. Елена Александровна продолжает:
— В сентябре будет три года, как Катя Зубковская занимается шахматами. Помню, пришла к нам маленькая пятилетняя девочка, которую мы, конечно, сразу включили в группу первого года обучения. Но уже через короткое время Катя перешла к тем, кто занимается второй год. И вот на одном из уроков я выдала детям по листику, на котором были 14 заданий. Довольно непростых, замечу. Катя опоздала минут на 10, позже начала, но пока все остальные думали и рассуждали, она минут за 8 выполнила все. И 11 из 14 оказались сделаны верно! У остальных это заняло не меньше получаса, и в лучшем случае ребята правильно справились с половиной заданий. Вот вам и показатель.
Алексей и Елена Зезюлькины готовят новых чемпионов.
К слову, Настя Зезюлькина тоже заявила о себе в столь же юном возрасте, в 8 лет став чемпионкой страны.
— Параллель напрашивается, — соглашается Алексей Тимофеевич. — И та и другая находятся в возрастной мировой элите. Таких, скажем, десяток на планете.
Зубковские в отличие от Зезюлькиных от шахмат далеки. У Кати папа милиционер, а мама работает в Национальном банке. Заниматься ей сложно, родители очень заняты на службе, и чтобы отправить дочь на соревнования (даже если они проходят в Минске), приходится вызывать из Бреста бабушку с дедушкой. Сказывается это и на тренировках. Наставники в один голос замечают:
— Если бы было возможностей заниматься больше и чаще, то, возможно, и результаты были бы выше. Катя ведь в прошлом году на аналогичном чемпионате, который тоже проходил в Минске, была 10-я. Стала ли за прошедший год играть лучше? В первую очередь она повзрослела. Опыта набралась. Но сказать, что у нее случился большой прогресс, все же нельзя. Именно по причине дефицита тренировочного и игрового времени. На тренировки ездить у нее почти не получается, только по выходным. Так что в основном Катя дома решает задачи. Читает литературу. В Бресте у бабушки с дедушкой тоже посещает спортивную школу. Стараемся, чтобы с ней работали и другие тренеры, чтобы девочка максимально обогащалась знаниями. Обидно будет, если талант не раскроется и пропадет.
— А сколько 8-летней девочке необходимо уделять внимания шахматам, чтобы быть в мейнстриме?
— Сложно сказать, все индивидуально. Есть те, кто выходит на хороший уровень, занимаясь и три часа в неделю. А другие 11 часов в день могут корпеть, но ничего в итоге не выиграют. Наша Настя, когда только стала учиться шахматам, было время, и по 90 часов в месяц упражнялась. Ей было 6 лет, и она меньше чем за год с нуля выполнила первый разряд. Решено было за это время порядка 6 тысяч заданий...
— Но ведь далеко не факт, что нынешние детские успехи перекочуют потом и на взрослый уровень.
— Многие юные таланты впоследствии перестают активно работать, теряют интерес. Такое бывает, конечно. У нас младший сын Павел очень неплохо играл, может быть, был даже талантливее Насти, но сказал однажды: не хочу. Видел, как много работает его сестра, какой это непростой труд. Не стоит забывать и о том, что детские шахматы — это сплошной стресс. Нелегко ни родителям, ни детям. Однако практика показывает, что при должном усердии результат приходит. Например, с теми, с кем Настя играла в 10-летнем возрасте, с теми же она играет и сейчас. Кто-то отсеялся, конечно, но новых имен практически не появилось. Шахматы заметно молодеют.
— И после некоторого застоя вновь набирают огромную популярность. В нашей стране это особенно чувствуется.
— Да, у нас появилось много школ, есть заметный прирост занимающихся. К нам в академию шахмат, к примеру, приходят и взрослые, и дети. Но это общемировая тенденция. Появилась информационная доступность, компьютер открыл двери ко многим секретам, значительно упростив добычу знаний. Это хорошо, но значительно увеличило конкуренцию, выигрывать стало сложнее.
— Что делает победу Екатерины Зубковской еще более значительной. Много у нас еще таких талантов?
— В нашей академии отметили бы Глеба Галкина. А вообще, таких, как Катя — единицы. За последние лет 15 мы видели максимум двух-трех детишек с подобным потенциалом. Однако в конечном итоге 70 процентов успеха молодого игрока зависят от родителей: необходимо подталкивать, контролировать, воодушевлять. И лишь 30 процентов успеха в данном возрасте — это сам спортсмен и тренер.
s_kanashyts@sb.by