Спустя 71 год ветерану Великой Отечественной войны вручили орден Славы III степени

Кавалер ордена Славы

На пиджаке 92–летнего ветерана Великой Отечественной войны Константина Анисимовича Потапчика из деревни Журавковичи Червенского района сегодня появится еще одна награда. Не юбилейная. Боевая. Орден Славы III степени, который принято называть солдатским. Своего героя он нашел только спустя семь десятков лет после приказа. Однако даже сейчас Константин Анисимович скромничает: 

— В то время о медалях никто не думал, они нам были не нужны. Думали о том, как освободить свою страну, свой народ, свою семью. Как спасти собственные жизни. Как сэкономить патроны, в конце концов, чтобы шли они «по делу», а не вхолостую. Наверное, если бы я дослужил, орден получил бы вовремя. Но из–за тяжелого ранения меня «списали» в народное хозяйство... Об этом ордене до самого последнего момента я не знал. Конечно, было приятно. Я же кровь проливал, полгода лечился, инвалидом стал, спина у меня и теперь израненная. Но награда больше нужна все же не мне, я уже свое пожил. А вот мои внуки, правнуки смогут сказать, что их дед был человеком толковым!


...Никогда не забуду потрясение, которое довелось мне пережить в 2008 году в Центральном архиве Министерства обороны России, когда я узнал о том, что около одного миллиона боевых наград так и не вручены участникам боев Великой Отечественной войны. Огромные, кричащие, разрывающие сердце необъяснимой несправедливостью списки. Фамилии, фамилии, фамилии... И за каждой судьба, подвиги, пролитая кровь! И как же после этого — «никто не забыт, ничто не забыто»? Эти ставшие горькими от равнодушия чиновников награды вручают своим кавалерам и по сей день.

Уже многие годы каждую среду спешит участник Великой Отечественной войны Константин Анисимович Потапчик на заседания клуба «Ветеран» Минского автозавода, отдавший предприятию 48 лет жизни, ставшему ему родным. Не страшат убеленного сединами 92–летнего ветерана ни погода, ни дорога, а ездить в Минск приходится из родной деревни Журавковичи, что у Смиловичей, за 30 километров. 16 мая на очередной встрече друзей–побратимов во Дворце культуры Минского автозавода я с ним совершенно случайно и познакомился. Константин Анисимович был в этот день в центре внимания. Еще бы! Не каждый день в жизни человека случаются такие события. Из Министерства обороны России пришло сообщение о том, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1947 года «за отвагу и храбрость, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне, солдат Патапчик Константин Анисимович награжден орденом Славы III степени». Видимо, в этом невероятном по продолжительности сроке поиска награжденного сыграла свою негативную роль ошибка в фамилии. По невнимательности оформлявших наградные документы кадровиков Потапчик стал Патапчиком, хотя когда Константина Анисимовича награждали медалью «За отвагу», он фигурировал в указе тоже как Патапчик. Но эта медаль нашла его своевременно.

Нынешнего праздника торжества справедливости могло бы и не быть, если бы заместитель совета клуба «Ветеран» Владимир Гаврилович Ивашкевич, исследуя наградные документы подольского архива, не наткнулся на наградные документы Потапчика. Сделали официальный запрос, на который Константину Анисимовичу 21 марта 2018 года из управления кадров Министерства обороны России пришел ответ: «Материалы, необходимые для принятия решения о вручении Вам ордена Славы III степени, направлены в Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам. В случае принятия положительного решения вручение названной государственной награды СССР будет организовано в установленном порядке по дипломатическим каналам».

Воевать Константину Анисимовичу довелось недолго. Когда Красная Армия летом 1944 года освободила его родные места, как и тысячи других белорусов, он был призван полевым военкоматом на фронт. 6 июля вместе со своим отцом Анисимом Самуиловичем он стал бойцом 1109–го стрелкового полка 380–й Могилевской Краснознаменной стрелковой дивизии. Ему доверили пулемет Дегтярева, с которым он уже 28 июля пошел в первую атаку. К сожалению, времени на подготовку и обучение белорусским ребятам не дали. Необученные и необстрелянные, они сотнями погибали уже в первых боях. Дорого, очень дорого заплатили наши соотечественники за освобождение Польши. Больно смотреть на эти бесконечные списки погибших, за которыми море пролитой крови. Кто–то из военачальников сказал жуткую фразу: «Пехота — расходный материал войны...» 14 августа не повезло в бою и пулеметчику Потапчику. Он попал под прицельный обстрел и получил тяжелейшее сквозное ранение с повреждением позвоночника и берцовой кости. Была затронута нервная система позвоночного столба — отказали ноги. Его долго лечили в Гродненском и Саранском госпиталях. Константина считали безнадежным, но случилось чудо, и он начал сначала шевелить пальцами, а затем и ходить. 14 февраля 1945 года ему дали II группу инвалидности и подчистую списали из армии.

Домой он приехал на костылях. Из–за инвалидности его нигде не брали на работу. Упросил соседского паренька пройти за себя медкомиссию. Сначала устроился счетоводом колхоза «Большевик», а с 1950 по 1998 год трудился в модельном цехе Минского автозавода. И здесь был в передовиках, был награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР, нагрудным знаком «Ветеран автомобильной промышленности».

Его отец красноармеец Анисим Потапчик с войны не вернулся — погиб 18 февраля 1945 года в бою на севере Польши. Кроме него, еще 31 уроженец Журавковичей и соседней деревни Подгорье заплатил за победу самую высокую цену. Всех их Константин Анисимович знал лично, вместе уходили одной дорогой на фронт. Воспоминания о них жгли его неравнодушное сердце. И он решил совершить еще один, может быть, даже самый главный подвиг в своей жизни. Решил увековечить их память. Сам, опираясь только на помощь добрых людей и рассчитывая на свои деньги и силы. Нашел камень–валун, договорился с директором СП «Белагробокс» и на погрузчике доставил его на окраину деревни. Съездил в Минск, попал на прием к тогдашнему генеральному директору МАЗа Виктору Основскому, который поручил коллективу инструментального производства изготовить из нержавеющей стали памятную доску с фамилиями. С соседом–сварщиком сделали ограду, укрепили доску. Поначалу возникли было проблемы за несанкционированную инициативу и «самострой», но все решила активная позиция председателя сельсовета Валентины Ивановны Пивовар, горой ставшей за святое дело Константина Потапчика. 16 апреля 2015 года памятный знак в торжественной обстановке был открыт.


И я думаю, что совершенно не случайно высокая награда — орден Славы — нашла Константина Анисимовича именно сейчас. Это награда и за его фронтовой, и за трудовой подвиги, и за память, и за честь, и за совесть. Ведь именно такими людьми всегда славилась Беларусь.

Прямая речь

Подполковник Татьяна Рогова, начальник направления идеологической работы и социальной защиты Военного комиссариата Минской области:

— Обращения по поводу неврученных наград приходят в наш военкомат достаточно часто — около десяти в год. Пишут непосредственные участники войны, члены их семей и близкие родственники, посольства и военкоматы. Причина вот в чем: награды вручались Президиумом Верховного Совета СССР, а такой страны больше нет, ее правопреемница — Россия. Решение — за ними. Однако даже дубликаты до поры до времени выдавались в порядке исключения. Сейчас — проще. Ветеранов награждают непосредственно орденами и медалями. Родственникам, согласно изданному в 2011 году Президентом России указу, как память передаются на хранение удостоверения к соответствующим государственным наградам. Но для начала — для возбуждения ходатайства перед управлением Президента России — нужно собрать ряд документов. Последние примеры? В середине июня в торжественной обстановке планируется вручение 95–летнему ветерану из Слуцка Георгию Павловичу Каффке, участвовавшему в освобождении Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов, сразу три переданные из этого региона России награды: памятную медаль «В честь 60–летия освобождения Южного Сахалина и Курильских островов», нагрудный знак «В честь 65–летия окончания Второй мировой войны» и памятный знак «В честь 70–летия окончания Второй мировой войны и освобождения Южного Сахалина и Курильских островов».

Награды находят своих героев

• В Екатеринбурге накануне Дня Победы сыну фронтовика Дмитрия Строганова, погибшего в 1945 году в боях за освобождение Австрии, вручили удостоверение к ордену Славы III степени, — посмертной награде его отца, получившего ее за то, что он вынес с поля боя своего раненого командира, принял на себя командование взводом и лично уничтожил трех немецких солдат.

• В эти же дни, спустя 73 года после Великой Победы, за совершенный подвиг орденом Славы III степени был награжден и ветеран из Московской области Виктор Васильевич Чинаров. Он в 1945 году, форсируя реку Висла, первым ворвался в траншею противника, забросал его гранатами, а затем немедленно открыл огонь из своего миномета, уничтожив 6 огневых точек, мешавших продвижению бойцов. А когда закончились мины, упорно и настойчиво продолжал драться, стрелял из винтовки и забрасывал гранаты, убив 6 солдат и офицеров. Будучи раненым, не ушел с поля боя, продолжал выполнять свой долг...

• В январе орден Славы III степени вернулся и в семью Кузьмы Куксенкова из Могилевского района. Награду (а затем и наградной лист) на... пашне обнаружили поисковики из Могилевского областного поискового клуба «Виккру». По словам руководителя «Виккру» Николая Борисенко, за всю 25–летнюю историю их клуба было найдено три ордена–«потеряшки».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter