Количество аварий с участием средств персональной мобильности в этом году выросло почти на 70 процентов. Это и стало причиной очередной корректировки Правил дорожного движения. Что меняется для самокатчиков и велосипедистов, рассказали вчера на пресс-конференции в Доме прессы.
69 аварий, более 70 пострадавших
Начали со статистики, которая лучше любых слов объясняет необходимость изменений ПДД. Ведь самокатчики свое право не спешиваться уловили четко, а вот обязанность заранее замедляться и пересекать проезжую часть со скоростью пешехода игнорировали. Итог — 69 аварий, в которых более 70 человек получили различные травмы. И это только статистика по столкновениям средств персональной мобильности с механическими транспортными средствами. Она не учитывает наезды самокатчиков на пешеходов.
Помимо увеличения количества СПМ на дорогах, заместитель начальника главного управления Государственной автомобильной инспекции милиции общественной безопасности МВД Александр Занимон отметил увеличение скорости передвижения на таких приспособлениях и увеличение их габаритов. По его словам, это создает не только неудобства для других участников дорожного движения, но и представляет определенную опасность:
— Самокаты — это один уровень опасности, а так называемые ситикоки — совершенно другая, ведь их габариты и масса создают гораздо большую угрозу для других участников дорожного движения, прежде всего пешеходов. При столкновении с пешеходом травмы получают более серьезные, чем ушибы и ссадины.
Андрей Ярошевич перечислил травмы, которые чаще всего получают при столкновении со средствами персональной мобильности:
— Страдают наиболее уязвимые части тела — это верхние и нижние конечности. Есть и тяжелые травмы, связанные с повреждением целостности головного мозга и лицевого черепа. Все это достаточно серьезные травмы, которые требуют длительного лечения. С сначала года к нам в приемное отделение обратилось свыше 70 человек. В 2023-м эта цифра была меньше.
Многие травмы получены не в результате столкновения, а после падения с самоката. И дело тут зачастую не только в банальной невнимательности или несоблюдении скоростного режима. В общей структуре травматизма 30 процентов травм люди получают в состоянии алкогольного опьянения. Такие пациенты чаще поступают поздно вечером и ночью.
А что с переломами? Врач говорит, что еще ни один перелом не закончился полным выздоровлением:
— Любой перелом — это всегда частичная утрата функции конечности. Хорошо, если пострадали мелкие суставы, но чаще всего страдают именно крупные трубчатые кости — голень, плечо, кости предплечья. Это требует длительного лечения в поликлинике.
Если самокат — это мопед
В сентябре ГАИ инициировала обсуждение предлагаемых поправок ПДД. И получила бурный фидбэк: поступило более 600 обращений! Одни касались возможности оставить поблажку для самокатчиков и велосипедистов не спешиваться на пешеходных переходах, другие — ограничить скорость СПМ и возраст, с которого ими можно управлять. Обращения поступали не только от граждан, но и профильных организаций, в том числе автошкол.
Прежде всего предстоит четко определить, что такое средство персональной мобильности, расставил приоритеты Александр Занимон:
— В интернете много рекламы устройств, похожих на средства персональной мобильности, которые на самом деле по своим техническим характеристикам и конструкции больше похоже на мопеды или мотоциклы. Недобросовестные продавцы заверяют покупателей, что регистрация таких транспортных средств в ГАИ и права на управление не требуются, чем вводят людей в заблуждение. То, что данные устройства не могут быть зарегистрированы в ГАИ, не означает, что к ним не предъявляется никаких требований.
У нас действует технический регламент Таможенного союза, который предъявляет определенные требования к безопасности колесных транспортных средств. Он не распространяет свое действие на модели со скоростью до 25 км/ч. Соответственно, все, что выше этой цифры, нуждается в госрегистрации. При этом речь идет о максимальной конструктивной скорости, а не о скорости, ограниченной программой.Напоследок Александр Занимон посоветовал более внимательно относиться к покупке СПМ, ведь, купив самокат сегодня, может так получиться, что завтра вы уже не сможете его использовать:
— Нужно понимать, что если ваше устройство способно разгоняться до скорости более 25 км/ч, то в большинстве случаев оно попадает под термин «мопед», а значит, придется его зарегистрировать и получить права соответствующей категории, а еще иметь экипировку, прежде всего шлем.
Обсуждение предлагаемых изменений продолжается. Принять поправки в ПДД планируется к следующему летнему сезону.
gorbatenko@sb.by