80-летняя фотография «СБ» помогла раскрыть судьбу летчика-орденоносца из Заболотья и найти его родных

Кашель и небесный тихоход

В годы Великой Отечественной войны, даже в самые тяжелые времена, советские газеты не переставали печататься. Но количество их сократилось вдвое. Газета «Советская Белоруссия» после оккупации республики отправилась в специальном вагоне‑редакции в глубь РСФСР, чтобы практически с колес рассказывать читателям об упорном сопротивлении врагу как на фронте, так и в тылу. Спустя 80 лет, листая архивную подшивку, невольно проникаешься духом того тяжелейшего, но героического времени. Сегодня мы расскажем историю опубликованной в середине августа 1944 года фотографии.

Публикация «СБ» от 16 августа 1944 года.

Портрет героя

С третьей полосы «СБ» на читателей, грустно улыбаясь, смотрит опоясанный портупеей летчик, гвардии лейтенант. На его груди — орден Красной Звезды. Если попытаться определить возраст, то герою можно дать лет сорок.  

В действительности же Петру Кашелю, а именно его портрет разместила газета на третьей полосе, всего 23 года. Проклятая война за пару лет состарила его. 

Взгляните на лицо Петра. Оно говорит о многом. Потеря родных, друзей, бессонные ночи, холод, голод, тяжелейшие условия, решение сложных боевых задач — все это измотало молодого человека и сделало его значительно старше своих лет. Автор решил проследить послевоенную историю героя со страниц «СБ». И вот что удалось узнать.

Исходя из подписи, размещенной под снимком, известно, что «командир звена гвардии лейтенант Петр Кашель совершил 76 ночных полетов в глубокий тыл противника, к партизанам. Около 40 000 килограммов боеприпасов, вооружения и медикаментов доставил он народным мстителям. Отважный летчик был трижды ранен при выполнении боевых заданий. Он награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени».

До войны, отмечается в «СБ», гвардеец Кашель окончил Минский гидротехникум. С одной стороны, информация достаточно скупая, что обусловлено военным временем, но с другой — все‑таки есть с чего начать поиски. Расскажем о них поподробнее, возможно, кому‑то из читателей опыт автора пригодится.

Петр Кашель, 1945 год.

И яркий орден на груди

Увы, на сайте partizany.by, где уже содержатся данные на 223 тысячи партизан и подпольщиков, фамилии Кашель не нашлось. И это невзирая на наличие у Петра партизанской медали. В принципе, ожидаемо, ведь на упомянутом ресурсе размещены документы Белорусского штаба партизанского движения (БШПД), наш же Петр был не партизаном, а летчиком, то есть его личный листок учета кадров, наградные листы и иные документы хранились в расположении штаба летной эскадрильи, в которой он числился.

Идем дальше. Следующий ресурс принадлежит Министерству обороны Российской Федерации и наверняка многим известен как podvignaroda.ru.

Удача улыбнулась, находим страницу Петра Александровича Кашеля. И узнаем из размещенных наградных листов на ордена Красного Знамени и Красной Звезды не только, за что именно Петр их получил, но и то, что он родился в деревне Заболотье Смолевичского района в 1921 году. Наградной лист, согласно которому Петра в мае 1943‑го представили к ордену Красной Звезды, читается словно приключенческий роман:

«Пилот 4 класс 1‑й транспортно‑бомбардировочной эскадрильи 1‑го отдельного авиаполка ГВФ младший лейтенант Кашель в эскадрилье работает с 28.09.1942 года. За время пребывания в эскадрилье имеет 26 успешно выполненных боевых заданий по транспортировке боеприпасов, продовольствия и медикаментов в количестве 11.700 кгр. разведгруппам и партизанским отрядам /…/. Возвращаясь после выполнения боевого задания при переходе линии фронта, был подбит огнем зенитной артиллерии. 

Несмотря на то, что самолет и мотор оказались поврежденными, тов. Кашель, не теряя самообладания, перетянул линию фронта и на незнакомой площадке ночью произвел отлично посадку, чем спас самолет, себя и стрелка‑бомбардира. 

Принял все меры к тому, чтобы укрыть самолет от артиллерийского огня противника».


Летчик‑партизан

Новенький орден Красной Звезды на левой стороне гимнастерки Петр носил около недели. В последних числах мая 1943‑го награду пришлось снять и… перевесить ее на правую сторону груди. Это было обусловлено указанием из Москвы. Но дырочку от ордена летчику не пришлось штопать: скоро ее прикрыла медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. За что конкретно, станет ясно позже.

Третью боевую награду — орден Красного Знамени — 23‑летний Петр получил в апреле 1944‑го. Цитируем фрагмент из наградного:

«С сентября 1942 по февраль 1944 г. лейтенант Кашель совершил 65 боевых вылетов ночью в глубокий тыл противника по доставке партизанским отрядам, развед. и диверсионным группам боеприпасов, во­оружения, продовольствия и парашютистов с ночным налетом 273 часа, забросив груза в тыл противника (боеприпасы и продовольствие) 20.000 кгр. и 20 человек парашютистов /…/.

При выполнении боевого задания в глубоком тылу противника, с 1 на 2 августа 1943 г. тов. Кашель был встречен в районе г. Брянска двумя самолетами противника МЕ‑110, которые после неоднократных атак все‑таки вывели из строя винтомоторную группу и бензосистему самолета и тяжело ранили тов. Кашеля и штурмана лейтенанта Чумака. 

Но тов. Кашель, собрав все силы, энергию, приняв исключительно правильное решение, произвел посадку на лес с неработающим мотором, тем самым сохранил собственную жизнь и жизнь штурмана. 

Находясь на территории противника, лейтенант Кашель и тут проявил огромную силу, волю, изнемогая от потери крови и голода, проявив мужество, отвагу и находчивость, на четвертые сутки нашел партизанский отряд и оттуда был доставлен самолетом в свое подразделение вместе со штурманом».

Через полгода после аварийной посадки на вражеской территории Петр снова подвергся атаке «Мессершмиттов». Вот как об этом пишется в наградном:

«При выполнении боевого задания в глубокий тыл противника в ночь с 7 на 8 февраля 1944 г. по доставке боеприпасов и подрывных материалов диверсионной группе, действующей в тылу противника, лейтенант Кашель подвергся дважды атаке самолетом противника типа М‑110 в районе Борисов, но тов. Кашель, благодаря отличной технике пилотирования, умелому маневру и находчивости, вышел невредимым из атаки и обстрела противника, после чего успешно выполнил задание и вернулся на свою базу».

И как не назвать Петра счастливчиком? За короткое время дважды фашистские «Мессершмитты» подбивали его и дважды он смог посадить самолет, сохранив не только машину, но и жизни боевых товарищей. В третий раз ему и вовсе без потерь удалось ускользнуть от немецких истребителей «Мессершмитт» Bf.110.

Согласитесь, истории Петра достойны того, чтобы стать основой для полнометражной киноленты.  

Немыслимым образом белорус выходил живым на своем деревянном, обшитом тканью биплане У‑2 из схватки с серьезнейшими асами на фронтовых истребителях «Мессершмитт». 

Истребители-бомбардировщики «Мессершмитт» Bf.110 в полете.

 Здесь стоит отвлечься и поподробнее рассказать о самолете У‑2, на котором летал Петр Кашель.

«Этажерка», «Рус‑фанер», «железный Густав»

Как только не называли этот самолет, а точнее, биплан У-2. Особенно злорадствовали фашисты, они видели в деревянной машине легкую добычу и, скаля зубы, окрестили ее «Рус‑фанер». И это было правдой. Самолет был изготовлен из дерева, обтянутого тканью. В одной из летных школ инструктор так объяснял курсантам основные особенности конструкции:  

«Самолет У‑2 состоит из палочек и дырочек. Палочки — для усиления, дырочки — для облегчения».

Но ведь изначально конструктором Поликарповым машина создавалась как учебная, которую можно было использовать для санитарных целей и в связи. Без пре­увеличения, каждый советский летчик, начинавший свой путь в небо в 1930 — 1950‑х годах, учился пилотированию именно на У‑2. И в течение многих лет именно У‑2 были единственными машинами первоначального обучения в летных школах и аэроклубах Осоавиахима. За годы Великой Отечественной войны на этом самолетике подготовлено почти 100 тысяч советских летчиков! С началом войны У‑2 стали переоборудовать в бомбардировщики.

Недолго фашисты смеялись над деревянным самолетом. Да, днем он был легкой добычей для зениток из‑за малой скорости, но она делала У‑2 крайне неудобной целью для пилотов «Мессершмиттов». А еще благодаря малой скорости У‑2 мог летать на минимальной высоте, которая была недоступна более скоростным самолетам. Последние рисковали врезаться в деревья и складки местности, гоняясь на малых высотах за У‑2. Добавим и тот факт, что у У‑2 был крайне малый угол разворота. И при этом даже при повреждении двигателя и рулевого управления машина могла самостоятельно планировать к земле.

Немаловажно и то, что самолет Поликарпова мог взлетать с небольшой площадки. Это делало его незаменимым для сообщения с партизанами, а также для эвакуации раненых и гражданского населения.

У-2 в годы Великой Отечественной войны.

Ночью У‑2 становился грозой для врага. Почти бесшумно на малой высоте он подлетал к расположениям фашистов и сбрасывал им на головы смертоносные бомбы. Скоро оккупанты стали называть самолет «железным Густавом». Более того, история свидетельствует, что фашисты даже награждали своих летчиков Железным крестом за каждый сбитый У‑2.

Всего с 1928 по 1953 год в СССР построено около 33 000 самолетов У‑2. И это очень высокий показатель. После смерти конструктора Поликарпова, с 1944 года самолет стал называться По‑2. А вот немецкие «Мессершмитты Bf.110» уже с лета 1943-го ввиду низкой эффективности гитлеровцы спешно отзывали в Гер­манию.

Первым делом самолеты…

Кстати, именно этот самолет дал миру новое слово «кукурузник». Приводим фрагмент из книги Бориса Полевого о летчике Алексее Маресьеве «Повесть о настоящем человеке»:

«Машинально управляя, Наумов взял ручку на себя, и маленькая эта машина, похожая на стрекозу, ласково поименованная на северных фронтах «лесником», на центральных — «капустником», на юга — «кукурузником», всюду служащая мишенью для добродушных солдатских острот и всюду уважаемая, как старый, испытанный, чудаковатый, но боевой друг, машина, на которой все летчики учились когда‑то летать, — круто полезла в воздух».

И еще. У‑2 стал первым советским самолетом, о котором сняли художественный фильм. Речь идет о музыкальной комедии «Небесный тихоход». Песню «Первым делом самолеты...» в киноленте спели исполнители главных ролей — Николай Крючков, Василий Меркурьев и Василий Нещипленко. Сюжет картины незамысловат, но построен именно на У‑2. По сценарию боевой летчик‑истребитель майор Булочкин после ранения стал вынужденно летать на У‑2 по ночам. Последнее он считал для себя недостойным делом. Но вскоре понял, что неправ.

Кадр из кинофильма «Небесный тихоход».

Картина была готова к широкому показу уже после подписания акта о капитуляции Германии в 1945 году. Но у Сталина было свое видение послевоенного кинематографа. Музыкальная комедия ему показалась легковесной, а хотелось чего‑то монументального и патетичного. В унисон с вождем на фильм обрушились кинокритики. Как результат, «Небесный тихоход» тихо лег на пыльные полки, так и не показанным зрителям. Легенда гласит, что только после телефонного звонка Фаины Раневской заведующему канцелярией вождя Александру Поскребышеву картина увидела свет 2 апреля 1946‑го. В этом же году она стала лидером советского проката.

И снова Кашель

Но мы отвлеклись от Петра Кашеля. К орденам Красной Звезды и Красного Знамени, о которых мы уже рассказали выше, летом 1945 года на его груди добавились еще три награды: медали «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» и орден Отечественной войны II степени.

Отметим, что, исходя из данных интернет‑ресурса Министерства обороны Российской Федерации podvignaroda.ru, Петр Кашель в 1950‑х годах получил еще три госнаграды: в 1950‑м — медаль «За боевые заслуги», плюс два ордена Красной Звезды — в 1954 и 1956 годах. Финальной наградой в жизни фронтовика стал в 1985‑м еще один орден Отечественной войны II степени. То есть летчик был жив, когда ему было 64 года. Редкая история, чтобы о таком боевом и заслуженном герое забыли...

Ищем в Заболотье

Чтобы узнать, есть ли в Заболотье, откуда, напомним, наш герой родом, люди с фамилией Кашель, автор позвонил в Заболотский сельисполком. Увы, здесь ничего не знали о летчике‑орденоносце, но посоветовали обратиться к местному краеведу Александру Кошелю. Созвучие фамилий давало надежду. Но и Александр Викентьевич, невзирая на почтенный возраст и долгие годы трудов, проведенных в поисках земляков — фронтовиков и партизан, о нашем Петре Кашеле ничего не знал. На тот момент. Потому что уже на следующий день сообщил новость: в Заболотье проживает родная племянница Петра Кашеля.


— Да, Петр Кашель, — рассказывает «СБ» Лариса Попеня, мой родной дядя и родной брат моей мамы. У его родителей было девять детей. После войны дядю направили для дальнейшей службы в Одесский военный округ. Там он женился на девушке по имени Анна, у них в 1948 году родился сын Александр. В последний раз дядя приезжал на родину, в Заболотье, в 1980‑х годах на похороны своей мамы и моей бабушки Татьяны Емельяновны, которой было под 90… Дядя Петя умер где‑то в середине девяностых. Его похоронили в Одессе. Сын его стал летчиком‑испытателем реактивных самолетов, но тоже уже ушел из жизни. У Петра Александровича сегодня в Одессе живут два внука, однако связи с ними нет. Домик, в котором Петр родился и вырос, до сих пор стоит.

Лариса Попеня.

— Когда он приезжал на родину, рассказывал что‑то о войне?

— Да, историю о том, как однажды он во время войны приземлился на луг в Заболотье, чтобы повидаться с мамой. Наверное, что‑то доставлял партизанам, вот и получилось на минутку домой заглянуть. Кстати, мой внук Кирилл очень гордится прадедом и тоже связал свою жизнь с армией.

Петр Кашель с женой Анной.

Горжусь своим героическим прадедом!

Кирилл Носко — курсант третьего курса военного факультета БГУИР. Обучается специальности «инфокоммуникационные технологии». На вопрос, уточнял ли он, за что именно прадед получил уже после войны, в 1950 году, медаль «За боевые заслуги», а в 1954 и 1956 годах еще по ордену Красной Звезды, правнук ответил следующее:

— Я не уточнял, но, думаю, что за подвиги, совершенные в годы войны. Тогда такое часто бывало, что награды находили героя позже.

Кирилл Носко.

Версия Кирилла вполне правдоподобная, но не стопроцентная. Не станем сбрасывать со счетов, что в 1950‑х годах Советский Союз принимал участие, пусть и косвенное, в региональных конфликтах. Например, на Корейском полуострове и ряде других точек планеты. Кто знает, возможно, Петру, а ему в 1950‑х годах было чуть больше 30, приходилось воевать и с американскими летчиками в борьбе за независимость Северной Кореи. В любом случае есть смысл направить запрос в российский архив Вооруженных сил и попросить показать наградные листы прадеда. Кирилл гордится тем, что в нем течет кровь героического предка:

— В этом году в Минске я участвовал в параде в честь освобождения Беларуси от немецко‑фашистских захватчиков. Во время прохождения ощущал себя причастным к своему прадеду Петру. Гордость охватывала, когда думал о его подвигах. Как он летал вместе со своим штурманом над вражескими позициями, помогал партизанам. Это влияет на учебу, я не имею права даже тень бросить на Петра Александровича, понимаю, что в моих жилах течет кровь такого великого человека, достойного сына белорусского народа.

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter