![](/upload/iblock/52e/52e6134a4b99c3aee8ff5eb49c4a99dc.jpg)
«Давайте будем не мешать»
Директор Национального центра законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) Вадим Ипатов входил в группу, которая вела работу по оптимизации контрольно-надзорной деятельности. Сегодня в его кабинете мы говорим о том, как все начиналось и что предшествовало появлению революционного декрета. Возможно, кто-то удивится, но определяющим словом стало «порядок».![](/upload/iblock/914/914dca524b16cdaa9939c0365647176e.jpg)
Однако именно 2017 год стал знаменательным, когда в январе Глава государства потребовал дальнейшей активной и результативной работы по созданию единых, простых и понятных правил для бизнеса. В связи с этим распоряжением Президента 13 января 2017 года была создана рабочая группа высокого уровня под руководством Главы Администрации Президента Натальи Кочановой. В нее вошли представители ключевых госорганов, обеспечивающих реализацию государственной политики в экономической сфере, а также бизнес-сообщества. Именно в этом, в высоком уровне ответственности по реализации поручения, а также качественном составе рабочей группы, обращает внимание Вадим Ипатов, и заключалась ее уникальность.
14 февраля 2017-го Александр Лукашенко лично провел совещание с членами рабочей группы по вопросам исключения устаревших, не соответствующих времени требований к бизнесу и совершенствования контрольно-надзорной деятельности, на котором поставил группе конкретные задачи. Президент сказал, что рабочая группа призвана разрубить гордиев узел и поставить точку в разговорах о давлении государства на представителей бизнеса в плане зарегулированности экономической сферы:
— Результатом нашей общей работы должна стать не просто корректировка правовых актов. Нам необходимо добиться реального улучшения условий для деловой активности в Беларуси, которое будет подтверждаться положительной оценкой со стороны субъектов хозяйствования. Мы стали не просто проповедовать, но и развивать новую экономику. Цель ее, что я абсолютно поддерживаю и признаю и на что хотел бы всегда делать упор, — эта экономика должна в деловом плане раскрепостить человека. Если он хочет и может работать, заработать своей семье, родным, близким и это будет приносить пользу государству, в котором он живет, ради бога, — молиться надо на подобных людей. Еще одна большая и больная для нас тема — упрощение требований к ведению бизнеса. Речь идет о лицензировании, но в первую очередь об административных процедурах, которых у нас сегодня более девятисот. Необходимо пересмотреть весь этот массив требований к субъектам хозяйствования, которые порой вообще нереально выполнить.
Президент поставил очень четкую и конкретную задачу: «Давайте будем не мешать, а помогать развиваться малому бизнесу. Нельзя обременять его кучей условных, ненужных требований, каждое из которых — это зацепка для контролера и повод наказать предприятие».
Метод «регуляторной гильотины»
После совещания группа приступила к работе, и 16 февраля 2017 года Наталья Кочанова утвердила план ее деятельности: от анализа материалов судебной, прокурорской и адвокатской практик до личного общения с руководителями предприятий. Позже создали 12 подгрупп, чтобы системно и комплексно изучить все без исключения вопросы.![](/upload/iblock/b4d/b4d70efe91f3eca39fb8226a9afd219a.jpg)
— Перед нами (рабочей группой) стояла уникальная задача: в очень сжатые сроки подготовить пакет важных системных документов. Планировалось, что с 1 января 2018 года все должно работать. Это был жесткий срок. Но как показала практика — возможный и стимулирующий, — вспоминает Вадим Ипатов. — Его исполнению помогла четкая организация работы: постановка задач на уровне Президента, руководство группой Натальей Кочановой — все это стало связующим началом, которое позволило направить работу в нужное русло и не заниматься отвлеченными вопросами. Помимо критичного анализа действующего законодательства, члены указанных 12 подгрупп активно работали с предпринимателями, в целом с бизнес-сообществом: посетили более 100 предприятий в различных отраслях экономики, в регионах страны. Среди них были как крупные бюджетообразующие компании, так и менее прибыльные сельхозпредприятия, небольшие СТО, мастерские и магазины.
Эксперты изучали правоприменительную практику всего массива законодательства, который является основой для ведения бизнеса. Выезжали посмотреть, как работают подобные документы в Эстонии, Польше и Литве. Комплексно изучить имеющиеся проблемы помог и сбор предложений от граждан и организаций в интернете — всего поступило более 200 предложений. В результате в достаточно короткие сроки — 6—7 месяцев — рабочая группа подготовила пакетным принципом 10 документов, самым главным из которых стал Декрет № 7. При этом в порядке правового эксперимента эксперты впервые задействовали механизм «регуляторной гильотины».
Работа 12 подгрупп выявила основные проблемы, с которыми сталкивался бизнес. Прежде всего это излишнее административное вмешательство госорганов в работу предпринимателей, большое количество согласований, требований и ненужных административных процедур, чрезмерный контроль за деятельностью добросовестных компаний, вопросы лицензирования, избыточные санкции за правонарушения.
— В результате впервые на уровне государства в рамках Декрета № 7 установили общие (единые) требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования и требования в области охраны окружающей среды. Все они максимально систематизированы и сокращены. Например, из 586 пунктов правил пожарной безопасности, 7 приложений и 13 таблиц сохранено лишь 62 пункта. А огромный пласт санитарных требований (14 документов, включающих более 1100 пунктов) удалось сократить до 81 пункта. Это и есть та самая «регуляторная гильотина». Остальные технические требования в соответствии с предписаниями названного акта Главы государства носят рекомендательный характер. Это действительно большое упрощение для бизнеса.
Революционный пакет
![](/upload/iblock/a5a/a5ae9d72bd5ac9932269eb01a4509f4f.jpg)
О каждом из 10 документов руководители соответствующих министерств и ведомств лично докладывали Президенту, чтобы предметно и системно донести информацию о готовящихся изменениях и выполнении поставленных задач. Нельзя было принять сырые документы, чтобы через несколько месяцев увидеть, что они не работают.
— Я думаю, подписанный пакет документов вместе с Декретом № 7 действительно можно назвать революционным. К примеру, на тот момент, когда рабочая группа начала свою деятельность, еще действовала часть технических нормативно-правовых актов периода существования СССР и БССР. И мы обнаружили, что они являются блокираторами нормальной и эффективной работы. Поэтому решение было четкое: с момента вступления в силу пакета документов все формальное и архаичное окончательно и безоговорочно отсекалось. Таким образом нам удалось подвести своеобразную черту и отсечь все лишнее, что объективно устарело.
После издания Декрета № 7 работа по совершенствованию делового климата в стране продолжается, констатирует Вадим Ипатов. Останавливаться на достигнутом однозначно нельзя.
«Нас услышали»
Оценить процесс разработки документа, а также то настроение, с которым бизнес воспринял Декрет № 7, мы попросили директора Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанну Тарасевич. Несмотря на то что Жанна Казимировна изначально не входила ни в одну из подгрупп, вместе с предпринимательским сообществом она принимала самое активное участие в разработке документа:![](/upload/iblock/ff3/ff312811a750eac75bae24fb4e4457e4.jpg)
В рабочую группу от республиканских бизнес-объединений вошел сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, при этом остальные представители делового сообщества также вели активную работу. Так, после совещания у Президента (14 февраля 2017 года. — Прим. авт.) Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского проинициировал сбор предложений от частного бизнеса: их поступило более 200 по разным направлениям. Аналитическая группа сделала вывод: необходимо вносить изменения минимум в 100 различных нормативных актов. Все поступившие предложения и аналитические материалы союз направил в Администрацию Президента, Министерство экономики, НЦЗПИ.
— На втором этапе мы активно включились в работу: нас по различным направлениям приглашали на заседания рабочих групп, «круглые столы». Ряд предложений, которые мы подготовили, показал: бизнесу нужен не один документ, а целый пакет. Если говорить об эффекте, то мы были услышаны, — с удовлетворением констатирует Жанна Тарасевич. — Помимо Декрета № 7, появилось еще много наработок, которые впоследствии были реализованы. В частности, я говорю о новой редакции Налогового кодекса. Ведь основы его были как раз заложены в Декрете № 7. По сути, случилась цепная реакция: мы увидели изъяны и анахронизмы, которые нужно устранять. Кроме того, формат диалога в рабочих группах, которые создавались на самом высоком уровне, привел впоследствии и к более эффективной работе общественно-консультативных советов при министерствах и ведомствах, серьезно активизировал деятельность Совета по развитию предпринимательства при Президенте и в регионах.
![](/upload/iblock/6ef/6ef230fafb2e33769414cd4de40735f9.jpg)
Работа над пакетом документов по либерализации условий ведения бизнеса оголила ряд проблемных тем, ведется она и сегодня. В частности, речь идет о вопросах лицензирования, поправках в Гражданский и Трудовой кодексы, доработке того же Налогового кодекса. Что касается реакции самого бизнеса на подписанные документы, она, по словам Жанны Тарасевич, была разной. Начинающие предприниматели и потенциальные бизнесмены — а пакет документов прежде всего был направлен именно на создание нового бизнеса — встретили на ура. Реакция давно работающих на рынке компаний была более сдержанной.
— В любом случае Декрет № 7 всколыхнул предпринимательскую активность и придал импульс совместной работе бизнеса и власти. При этом мы видим направления, в которых нужно двигаться дальше: например, в вопросах конкуренции, развития бизнеса в регионах. Деловое сообщество ждет совместной реализации Стратегии по развитию предпринимательства до 2030 года. То есть изначально появился небольшой горный ручеек, который превращается в реку из совместных инициатив бизнеса и власти. Более того, мы даже ощущаем нехватку экспертного заключения и эффективного участия со стороны деловых кругов в диалоге с властью. Государство готово слышать наши предложения, но они должны быть взвешенными и аргументированными. Раньше мы работали по принципу пожарной команды: сначала принимался тот или иной документ, потом бизнес начинал возмущаться, что принятие было несогласованным. Сегодня все происходит наоборот: нас регулярно приглашают к обсуждению и практически все решения принимаются совместно.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий МАТУСЕВИЧ, заместитель министра экономики:
![](/upload/iblock/d25/d25b3a171195b8ee1487ea951dc37ea2.jpg)
— Основные положения Декрета № 7 вступили в силу в самом конце февраля 2018 года. Но его идеологическое влияние, или, иными словами, PR-эффект, было ощутимо еще в 2017-м, причем даже до ноября, когда декрет был подписан. Сам факт подготовки такого документа с беспрецедентно широким обсуждением с общественностью и бизнес-кругами оказал стимулирующее влияние как на активность предпринимателей, так и на ключевые госорганы, которые активно включились в работу по трансформации законодательства в соответствии с нормами и духом Декрета № 7.
Что касается оцифрованного эффекта. Например, в конце февраля 2018 года начала действовать норма об уведомительном порядке начала бизнеса. Она предоставила юрлицам и индивидуальным предпринимателям возможность начинать свое дело по 19 самым распространенным видам деятельности, просто уведомив исполнительные органы об этом. Хотя бы обыкновенным письмом. За 10 месяцев действия этой нормы в 2018 году открылось более пяти тысяч новых бизнесов в сферах розничной и оптовой торговли, автоперевозки пассажиров, общественного питания, предоставления бытовых услуг и ремонта автомобилей. Это хороший результат.
И с прямым, и с идеологическим действием Декрета № 7 мы связываем еще один важнейший тренд развития сектора малого и среднего предпринимательства в 2018 году — его качественный рост. На долю малого и среднего бизнеса в прошлом году пришлось более половины товарного экспорта нашей страны (2018 г. — 50,5 процента) и около 40 процентов в общем объеме экспорта услуг. А доля налоговых поступлений от них в бюджет в прошлом году составила 34,8 процента, что на 2,5 процентного пункта выше, чем в 2017-м.
СПРАВОЧНО
«Регуляторная гильотина» — масштабный анализ и пересмотр действующих актов законодательства, проводимый государством с участием бизнеса. По результатам анализа нормативные правовые акты сохраняются либо, если установлено, что они являются устаревшими, избыточными и неэффективными, — изменяются или утрачивают силу.