Ежегодно в Беларуси появляется не менее 500 гектаров новых садов

Карлики занимают площади

ТО, что за старыми садами, которым лет так под тридцать, никто смотреть не будет, абсолютно понятно. Толку все равно от них мало, разве что использовать как места для прогулок. Высокой рентабельности тоже ждать не приходится: ресурс исчерпан. Возможно, будут плодоносить, но сам по себе плод мельчает, ухудшаются его вкусовые качества и сохранность, урожайность никакая. А значит, если не только рассуждать по-хозяйски, но и неукоснительно выполнять поручение Президента по вовлечению в оборот неиспользуемых земель, в том числе занятых старыми насаждениями, приходит время появления бульдозеров и прочей техники. Что и как здесь делается, каковы объемы работ?


ПЕРЕД тем как узнать, сколько садов раскорчевали и сколько посадили, задался таким вопросом: а выгодное ли вообще это дело, плодоводство, может, игра не стоит свеч? Оказывается, очень выгодное. Рентабельность баснословная, достигает более 40 процентов. Поэтому многие аграрии разрабатывают этот яблоневый Клондайк и во многих сельхозпредприятиях за время действия последних двух программ по возрождению садоводства появились новые сады. И в 90 процентах они карликовые, или, как их называют ученые, интенсивного типа с урожайностью в 50—70 центнеров с гектара. Раньше упор делался на сады со среднеранними сроками созревания, с урожайностью 20—30 тонн с гектара. То есть мы видим: что за последние десять лет плодоводство претерпело качественные изменения, современные технологии открывают новые перспективы. К примеру, если в 2011 году урожайность плодов и ягод составила 33 центнера с гектара, то в 2017-м — 56,9. Плюс новые сорта деревьев вступают в плодоношение раньше — со второго года. Что касается плотности посадок, то карликов помещается примерно тысяча на гектаре, а среднерослых — в два раза меньше.

Один из недостатков: карликовые сады требуют больше технологических приемов. Их сажают на шпалеру — специальную конструкцию, поддерживающую растения, где требуется подвязка. До первого плодоношения придется понести серьезные затраты. Как утверждают специалисты, на такие сады с учетом стоимости саженцев, их полива и подвязки уйдет около 3000 рублей на гектар. И хотя деревья еще маленькие, на профилактику болезней, подкормку также придется потратить около 1000 рублей на гектар. Все это в общем выльется примерно в 360 000 рублей для среднего сада.

Но выручки в итоге несоизмеримо больше. Один из фермеров в Молодечненском районе в прошлом году собрал всего 1000 тонн яблок, а продал их, даже при самой минимальной закупочной цене, на 400 000 рублей. И это еще не весь резерв, поскольку деревья окончательно не вошли в пик своего плодоношения. Их урожайность по мере развития будет только увеличиваться.

НО это мы о садах новых, а какова судьба старых? За 2018 год площадь неперспективных сократилась на 3000 гектаров — этого, кстати, хватит на закладку примерно тридцати садов промышленного типа. К примеру, в Брестской области раскорчевано 65,7 гектара, в Витебской — 33, Гомельской — 669, Могилевской — 78,5 гектара.

В ноябре 2018 года в Червенском районе этим занимались в трех сельхозпредприятиях — «Ганута-Агро», «Х съезд Советов», «Запольское». Не все поначалу шло гладко, было определенное недопонимание со стороны сельчан, но здравый смысл в итоге восторжествовал, и в сельхозоборот ввели более 50 гектаров неиспользуемых земель.

Они, кстати, засеваются преимущественно культурами зерновой группы или кукурузой. Под плодоовощные посадки такие площади не совсем годятся: у предыдущих насаждений слишком много болезней. Плюс остро стоит кадровый вопрос. Раньше в хозяйствах работали 3—4 агронома, плюс бригадиры, а сейчас всего один при постоянно растущих площадях. Как ему со всем справиться?

Директор копыльского сельхозфилиала «Лакнея» Петр Юхо говорит, что сады в хозяйстве заложены еще в 1964 году. Их раскорчевали, а новые сажать не стали. Как выразился специалист, в связи со сложившимися реалиями. Переработка яблок совсем не та, что прежде, ближайшие заводы закрылись. А чтобы яблоко выгодно продавать, а пик поставок, как правило, зимой, необходимо строить объемные хранилища, на что потребуются средства. Потому выведенные в оборот земли отвели под производство кормов.

Выкладки здесь у Петра Юхи очень интересные. За тонну молока сортом экстра, к примеру, в прошлом году давали 614 рублей. Это примерно на 20 процентов выше, чем закупочная цена такого же количества яблок. Да и продуктивность на том же комплексе за год в три раза выше, чем от сада, — в среднем по году она составила 3000 тонн. Не в пользу плодов сложности с реализацией: конкуренция высокая. И потом, к яблоне робота не приставишь, а лишних рабочих рук нет.

В прошлом году Мозырское ПМС раскорчевывало сады с низким бонитетом на 90 гектарах в СУП «Андреевка» Буда-Кошелевского района. Для этого понадобилось около трех месяцев. И хотя сроки растянулись, как уверяют в сельхозпредприятии, но в итоге такие обширные территории не пустовали. Земля должна быть в обороте.

Кстати, часть работ хозяйства могут выполнить за свои деньги и своими силами. Срезанные под корень накануне отопительного сезона стволы с удовольствием, а главное, бесплатно забирает население. Остается трудоемкая и затратная работа — выкорчевка, которую не сделать без спецтехники. И вот тогда в ПМС поступают заявки. Финансирует такой вид работ Госкомимущество.

ПО словам начальника управления землеустройства Госкомимущества Сергея Кострова, для того чтобы удалить дерево «под ноль», то есть полностью, необходимы корчеватели пней. Одна из самых распространенных моделей — бульдозер Т-130 на базе челябинского трактора, который эффективнее погрузчика. Обычно эксплуатируют такие тракторы предприятия мелиоративных систем.

Работы по раскорчевке, вспашке и посеву называются культуртехникой. Их суть в дальнейшем более эффективном использовании сельхозугодий. Причем это касается не одних лишь садов. Например, если мешают обработке поля кустарники, то их удаляют, а освободившуюся площадь запахивают. В результате получают чистое ровное поле, которое можно обрабатывать с наименьшими затратами. Ежегодно Госкомимущество выделяет каждой области около 200 тысяч рублей на культуртехнические работы.

И хотя сельхозпредприятия запахивают старые сады, ежегодно в Беларуси появляется около 500 гектаров новых. О них корреспонденту «СГ» рассказала заместитель начальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода Татьяна Карбанович:

— За 2011—2018 годы посажено более 10 тысяч гектаров плодово-ягодных культур, из которых 895 (179 процентов от плана по республике) заложено в 2018-м. В сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах посадка проводилась по уплотненной схеме сортами отечественной и иностранной селекции, которые имеют более длительный срок хранения и пользуются потребительским спросом на внутреннем и внешнем рынках.


Отдача от новых насаждений немалая, более того, периодически бьет рекорды прошлых лет. Татьяна Карбанович объясняет почему:

— За счет вступления в плодоношение молодых садов объемы производства плодов и ягод в учитываемом секторе ежегодно наращиваются, возросли и поставки на экспорт. Для хранения в межсезонный период построены плодохранилища общей емкостью 103 тысячи тонн, в 20 организациях установлены сортировальные и фасовочные линии для плодов.

Большие площади садов, в которых сорта яблонь периодически обновляются, заложены более чем в 60 сельхозпредприятиях. В гродненском СПК «Прогресс-Вертелишки», например, раскорчевано 250 гектаров старых для посадки новых садов. В то же время еще сотни гектаров по-прежнему заняты садами с низким бонитетом, где урожайность яблок с гулькин нос. Нельзя, чтобы эти земли гуляли, они должны работать на сельхозпредприятие и приносить выручку. В каком именно направлении действовать, это уже решать хозяйству. 

Один из вариантов — возродить садоводство. В этом году посадку новых насаждений планируют около 30 предприятий. Оно и понятно: наши яблоки востребованы и в стране, и за рубежом.

Второй вариант для тех, где садоводство заброшено многие десятилетия и на возрождение понадобится еще столько же. Здесь гораздо эффективнее раскорчевывать сады и выращивать растениеводческую продукцию. Ведь под сады в советское время выделялись высокоплодородные земли, и они дадут возможность прирасти и по урожайности, и, к примеру, по валу зерна, плюс можно получить на проведение этих работ финансовую помощь от государства. 
В 2011—2018 годах по республике раскорчевано 21,7 тысячи гектаров садов с очень низким бонитетом, в том числе в Брестской области — 3 тысячи гектаров, Витебской — 1,6, Гомельской — 4,7, Гродненской — 3, Минской — 6,1, Могилевской — 3,3 тысячи гектаров. Для этого привлекались собственные средства организаций и областных бюджетов.
kovalev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter