Отечественный проект «Интеллектуальный карьер» по использованию беспилотных карьерных самосвалов на Ситницком месторождении был продемонстрирован в прошлом году.
Рынок сдвигается
По сути, будущее инновационных машин для работы в карьерах уже наступает в ускоренном темпе. Накануне Камский автозавод продемонстрировал собранный прототип карьерного самосвала с полностью автономным управлением — КАМАЗ-6559 «Юпитер». Его грузоподъемность составляет 27 тонн, а масса — свыше 50 тонн. Машина не имеет кабины, не разделяется на переднюю и заднюю части — может начинать движение любым бортом. Ориентироваться на местности машине помогают по всему периметру смонтированные радары и лидары. Ожидается, что «Юпитер» даст старт созданию линейки беспилотных карьерных КАМАЗов различной грузоподъемности: от 27—30 до 200—260 тонн. Но для этого новинке еще нужно проделать некоторый путь от прототипа до серийной модели.Для машиностроителей нашей страны данная модель не является чем-то удивительным. Конечно, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-Холдинг» не представляло широкой публике подобный экземпляр во весь рост, но в качестве небольшого макета такая машина была замечена на заводе уже в 2020 году. В марте текущего года на официальном телеграм-канале компании отметили, что ключевые специалисты научно-технического центра управления главного конструктора приступили к разработке концепта полностью автономного карьерного робота-челнока:
— Машина будет способна двигаться как вперед, так и назад, избегая разворота. Такая возможность с учетом снижения расходов топлива, износа шин может дать роботу довольно серьезное экономическое преимущество в сравнении с классическими карьерными самосвалами.
Макет беспилотника «БЕЛАЗ».
У инженеров есть четкое понимание, что в ближайшие лет пять водитель самосвала в привычном своем качестве уже может быть и не нужен. Его место займет оператор, который сможет управлять машиной дистанционно, как в компьютерной игре. И это уже немалый прорыв: возможно будет серьезно углубиться в карьерную добычу без риска для человека. Следующий этап, который также может не заставить себя долго ждать, — переход к алгоритмам и искусственному интеллекту.
Часть команды — часть корабля
Многие из ведущих машиностроителей сегодня находятся на стадии сборки прототипов беспилотных самосвалов или уже собрали их. Среди таковых — компании Komatsu, Scania, Volvo. Но достаточно ли умения создавать новейшие машины, когда парой сотен их должен управлять искусственный интеллект, да еще и в сложных условиях карьера? Однозначно нет. Производители уточняют, что такие машины в дальнейшем необходимо будет приобретать вместе с системой, которая позволяет контролировать автономную работу. Тот, кто первым доведет эту систему до стадии конечного продукта, и займет рынок.Подобная система базируется на интернете вещей, где умные машины будут «общаться» между собой, обмениваясь данными со своих локальных устройств — лидаров и радаров, чтобы, например, не врезаться друг в друга при движении. Для этого также нужны стабильная мобильная связь и переход как минимум на стандарт 5G.
Накануне Камский автозавод продемонстрировал собранный прототип карьерного самосвала с полностью автономным управлением.
Сейчас в нашей стране машиностроительные компании также активно работают над испытанием системы, позволяющей машинам работать в карьере автономно. Проект «Интеллектуальный карьер» по использованию беспилотных карьерных самосвалов на Ситницком месторождении в Лунинецком районе был продемонстрирован в прошлом году. Совместная разработка компаний ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», РУПП «Гранит» и СООО «Белорусские облачные технологии» поистине уникальна. Амбициозный проект уже показывает отличные результаты.
Первый заместитель генерального директора по стратегическому развитию, инновационной деятельности и информационным технологиям ОАО «БЕЛАЗ» Александр Ботвинник во время II Международного цифрового форума #GBC отметил:
— Есть определенные вопросы с отладкой алгоритмов не просто карьерного самосвала, но и самой системы удаленного управления, которая дает возможность подключаться и напрямую вмешиваться в работу машины. Для этого мы выбрали полигон в нашей стране, который бы позволял совершенствовать алгоритмы работы самосвала и программного обеспечения. Мы его создали, совместно развернули сеть 5G, которая помогает в управлении двумя машинами и погрузчиком. Мы обкатали более восьми алгоритмов работы самого привода в условиях особой эксплуатации карьера. Уже приблизились и даже немного опередили беспилотными машинами работу с оператором по количеству рейсов в сутки.
В марте текущего года на официальном телеграм-канале компании «БЕЛАЗ» сообщили о том, что приступили к разработке концепта полностью автономного карьерного робота-челнока.
Также Александр Ботвинник обратил внимание на то, что большинство аппаратно-программных комплексов ОАО «БЕЛАЗ» разработаны либо в нашей стране, либо в России. Это позволяет компании уверенно работать в условиях санкционного давления:
— Для нас это время возможностей, время найти новые технологические решения, которые мы можем применять у себя. В 2020 году внутри компании мы согласовали, что все решения будут базироваться на собственных разработках. Это помогло нивелировать историю с санкционным давлением.
Кроме того, по его словам, «БЕЛАЗ» ориентируется на стратегию по поставке на рынок не отдельных единиц техники, а сразу комплексных решений — самосвалов, технологий и инфраструктуры.
— У нас есть компетенции и партнеры, которые могут закрыть все потребности. На 90 процентов это белорусские партнеры и 10 — дружественные нам страны.
kryzhevich@sb.by