Начало
Особенно это важно для дипломатов, согласитесь. С одним бывшим таким я и хочу вас познакомить. Павел Мацукевич, 41 год, окончил ФМО (факультет международных отношений) БГУ. И сразу – первое фиаско: «В 2002 году у меня должно было быть распределение, но его не случилось, таскался без работы». Немножко не так. Просто та «волосатая рука», которая у него была в МИДе, не могла ничего поделать с никчемностью выпускника, надо было пару лет пересидеть.Где? Не поверите, в нашей газете. Куда его взяли на испытательный срок. Мацукевич испытания не выдержал. За два года в той «СБ» сумел «дорасти» лишь до заметочек типа «в Москве пропал свет», «дыры в общей кассе ЕС» и «обычные паспорта для ЕврАзЭС». Мелочевка, рутина, поденщина. «У меня ничего не получалось, я был в отчаянии».
Чем же занимался молодой человек? Слонялся по коридорам, завистливо смотрел на нескончаемый поток «шишек» в кабинет главреда и, полагаю, все время пытался попасться им на глаза.
Лирическое отступление: сейчас он уверенно оценивает журналистскую сферу для просто тутбайки Елены Толкачевой. Свой уровень она (любительница поговорить с гуайдихой и с иностранными послами) описала сама: «В редакции все знают: если на пресс-конференции у чиновника был скандал, значит вопрос задала Толкачева».
Вот и распрягает пара некомпетентных, но самоуверенных, про геополитику и «рычаги влияния», сверху смотрит на Макея и Жука, оценивает тексты «СБ. Беларусь сегодня» и письма МИДа… Двое лузеров зацепились языками, чтобы душонки отвести, вот как это выглядит.
Работа
«Примелькавшись в МИДе», как говорит он, а на самом деле – дождавшись вакансии, Павел в МИД все же попал. «Приход в МИД стал жутким разочарованием», - конечно, там тоже работать надо. Вы думаете, «волосатая рука» – преувеличение? Отнюдь. Первое свое назначение бездельник спустя время получает – ну куда вы думаете? В Туркменистан? В Сомали? В Монголию? Нет, его отправляют сразу в «посольство в Германии».Точно не за трудолюбие. И не за талант, можете сами перечитать его опусы в газете.
Карьера
За 15 последующих лет Павел дорос (а может, подсадили) до «временного поверенного в делах Беларуси в Швейцарии». Однако – карьера. И вот на этом пути у Мацукевича окончательно пропали совесть и патриотизм, даже если поначалу и были.Почему так уверенно? «В свое время Сталин просунул в ООН Беларусь и Украину», - говорит бывший дипломат с явной укоризной. Между тем, Беларусь заслужила свое место в ООН и оплатила его кровью. Сожженными деревнями и разрушенными городами. Потерей населения и экономики. Победой, наконец, над нацистами, подмявшими всю Европу. Освобождением «цивилизованных» стран и народов.
Студент БГУ должен бы это знать. На ФМО обязаны были будущих дипломатов этому научить. Вот вам и характерный штрих к портрету как самого предателя, так и системы обучения, выстроенной на том самом факультете. Полтысячи выпускников которого, напомню, подписали свое «открытое обращение» до завершения (вникните – до!) летних выборов.
Низкопоклонство и холуйство бывшего дипломата были замечены даже в Белорусском Союзе журналистов: «Лакейская позиция, приторное раболепие, Мацукевич действительно сошёл с ума, если вершиной своей карьеры считает скрип каблука Меркель и хруст французской булки Олланда». Дело в том, что Павел «был закреплен за немецкой делегацией», когда в Минск в 2014 году приехали главы России, Германии, Франции и Украины. И работая подай-принеси, он, похоже, еще тогда сделал свой выбор: «Мы как дипломаты с ума сходили от причастности к такому историческому моменту: целая канцлер Германии и президент Франции приехали к нам». Ни Путин, ни Лукашенко (фигуры, на фоне которых Олланда – как и Мацукевича – просто нет), будущего предателя не заинтересовали.
Крах
Высидев в Швейцарии место в центральном аппарате МИД РБ, Мацукевич вернулся домой в конце июня 2020 года. И уже собирался выйти на работу, но: «9 августа я сходил на избирательный участок в Минске, а потом мы с другом сели в машину и поехали в Киев. Там следили за всеми событиями. Вернулись 14 или 15 августа, и я, посадив друга на самолет, выложил в интернете пост». Там было написано: «Падтрымліваць кіраўніка дзяржавы лічу для сябе як грамадзяніна і дыпламата здрадай Радзіме і нацыянальным інтарэсам».Тут даже комментировать нечего, настолько все прозрачно. Как думаете, в какой момент Мацукевич был окончательно завербован или, скажем чуть вычурнее, переобулся: в посольстве Германии? Будучи временным поверенным в Швейцарии? Или в Киеве?
Когда-нибудь мы узнаем ответы на эти вопросы. А пока сытый экс-дипломат сидит в Минске, считает, что за окнами «37-й год» и надеется «просто выжить». Заодно и сшибает копеечку гадостными интервью, больше-то он никому и ни зачем не нужен.
Запах еще чувствуется
Напоследок несколько цитат от потерявшего совесть (но не наблюдательность) человека, поставившего карьеру выше патриотизма и верности. Зато приобретшего сервильность.«Мне позвонил человек и спросил, не хочу ли я войти в координационный совет. На тот момент я не знал, что это, и готов был поддерживать все, что против власти, и сказал да». Полагаю, что таких, кому до фонаря липовые цели любых «советов», ибо они «поддержат все, что против власти», там подавляющее большинство.
«Реально повлиять на белорусскую ситуацию ЕС и США не могут». Значит, грош цена всем усилиям уцекачоў и коллаборантов из диаспоры. Но деньги они не забывают аккуратно собирать на свои труды, да.
«Это неудавшееся голосование (речь о «Голосе», который подтвердил количество поданных «за свету» бюллетеней, 10 процентов) — подарок Муковозчику, Жуку, Азарёнку». Не то, чтобы мы так ждали подарков. Но коль раз уж невероятные решили еще разок публично обделаться, хочешь не хочешь пришлось на это смотреть. Хоть и морщась от брезгливости, так себе «подарок».
«Нужно предоставить власти возможность потерять бдительность, совершить новую ошибку, которой мы сможем воспользоваться». Невероятный Мацукевич дрожит от ужаса каждую ночь (37-й же), остался без работы и перспектив («дипломат-теоретик»), уезжать из Минска не хочет (а места у корыт разобраны). Но все утешает себя: я просто сижу в засаде. Их бин страшный хищник, стоит им только совершить ошибку – и я ка-ак прыгну!..
Не бандерлог, нет. Шакал Табаки. Оставшийся без убежавших в чужие джунгли трусливых шерханов.
И это, полагаю, последний из рассказов о Мацукевиче. Жизнь которого стремительным домкратом слита в унитаз, осталась только небольшая вонь, но скоро и она рассеется.
Извините. Накипело.
mukovoz@sb.by, https://t.me/nakipelo_by