На водохранилище Рудея массовый мор рыбы: наш корреспондент узнала, в чем причина

Карась потерял иммунитет

Нехватка кислорода, токсичные стоки или естественный отбор: отчего гибнет рыба на Рудее

Этот водоем на границе Могилевского и Чаусского районов — один из самых живописных на Могилевщине. Но в начале июня красивую картинку подпортила рыба, плавающая на поверхности кверху пузом. Фото крупных мертвых карасей облетели соцсети. Что травит подводных обитателей, разбиралась наш корреспондент.

В чистом омуте

То, что зимой из-за критического сокращения кислорода в водоемах случаются массовые заморы рыбы, известно давно. Почему же подобное все чаще происходит летом, сколько карасей погибло на Рудее и не опасен ли водоем для отдыхающих? Адресуем вопросы экспертам. 

— Как только узнали о случившемся, с комиссией — своими специалистами, представителями областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, выехали на место. Исследовав на лодке водоем, насчитали около 50 погибших карасей. Все особи, судя по весу, а он колеблется от 700 граммов до полутора килограммов, не молодые, а зрелые,
— констатирует заместитель начальника отдела государственного контроля Могилевской областной инспекции охраны животного и растительного мира Дмитрий Мельников.

Опасения пользователей соцсетей, что погибшая рыба, чешуя которой покрылась красными пятнами, из-за болезни не смогла отнереститься, природоохранители опровергают, объясняя, что серебряный карась на Рудее погиб уже после того, как отложил икру. 

— Мы обследовали акваторию, прибрежную полосу — вдруг источником загрязнения стал сброс сточных вод с какой-нибудь фермы или с полей пошли химикаты. Однако экспертиза взятых на анализ проб воды показала, что отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, пресловутого человеческого фактора, нет, — уверяет Дмитрий Анатольевич. — И кислород в Рудее в норме: шесть миллиграммов на литр. При таком содержании выживет даже капризная форель.

В группе риска

Если с водой все в порядке, что же так категорически не нравится серебряному карасю? Случай ведь не первый: два года назад аналогичное ЧП произошло на другом излюбленном месте отдыха туристов и рыбаков — Чигиринском водохранилище, что на границе Быховского и Кировского районов.

Тогда, по словам Мельникова, на место выезжали сотрудники Национальной академии наук.

— Такая тенденция наблюдается в начале июня последние лет 10—15 не только на Могилевщине, но и в других регионах Беларуси, — заместитель директора Института рыбного хозяйства кандидат биологических наук Владимир Костоусов глубоко погружен в тему. — И в группе риска именно возрастной серебряный карась, который начал нереститься неделю-две назад. Нерест бывает единовременный и порционный. Плотва, окунь, щука, лещ всю икру откладывают весной, а линь, красноперка, густера, карась — летом, в два-три приема. В эту пору года вода в озерах и прудах сильно прогревается, цветет из-за попадающих в нее биогенных веществ, разлагающейся органики в виде травы и листвы. Водоросли, из-за которых водоемы становятся похожи на зеленку, отмирая, ложатся на дно. Карась, поедая их с детритом, илом, получает порцию цианотоксинов. При нормальном уровне иммунитета яды накапливаются, но карася не убивают. Однако после нереста его иммунная система сильно ослабевает, происходит интоксикация организма, он начинает болеть чем-то наподобие краснухи — отсюда красные пятна на серой чешуе, пожелтение тела, расщепление плавников, нарушение функций внутренних органов — поражаются печень, селезенка.

Итог — массовый мор. Причем, по словам ученых, проблема характерна именно для половозрелых особей. Караси, которые икру не мечут, как и другая озерная рыба, более стрессоустойчивы.

Ловись, рыбка

Подчеркивая, что массовая гибель карасей — естественный отбор, Владимир Костоусов вместе с тем отмечает, что к антропогенным факторам можно добавить прекращение регулируемого промыслового лова рыбы в водоемах:

— Моры карася серебряного фиксируются не только на территории нашей страны, но и в России, Украине, Европе. Отчасти это происходит потому, что ранее государством этот процесс контролировался, как и объемы вылова рыбы, разнообразие их видов и численности. Из той же Чигиринки за год на продажу выуживали около 100 тонн карася. Теперь массового промысла нет, остались лишь рыболовы-любители, которых больше интересует не этот вид, а хищники: судак, крупный лещ, щука.

Как результат — популяция карася сегодня на пике, и, по мнению экспертов, пока его численность не урегулируется естественным или искусственным образом, ситуации, как на Рудее, будут повторяться.

Успокаивает лишь то, что химические и микробиологические показатели воды на Рудее соответствуют нормам: здесь можно рыбачить и купаться без риска для здоровья.

kislyak@sb.by

Фото предоставлено Дмитрием Мельниковым

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter