(Окончание. Начало в номере за 25 августа.)
Шуша. Город над бездной
Путь от Физули до Шуши занимает около часа. Авто петляет по горному серпантину, поднимаясь все выше и выше, пока не достигает отметки в 1368 метров над уровнем моря. Город расположен на скале, в предгорьях Карабахского хребта. В Шуше мы знакомимся с руководителем отдела по связям с общественностью и информационному обеспечению одного из городских управлений Самаей Мамедовой. Будучи специалистом высокого уровня, она оставила высокопоставленную должность в Баку и перебралась в эту часть страны, чтобы внести свой вклад в восстановление региона:— Шуша — это моя любовь. Словами передать это чувство сложно. Когда мне нужно уехать из города, я каждый раз начинаю грустить. Как будто оставляю здесь что-то очень важное.
Самая Мамедова проникновенно рассказывает о каждом из важнейших исторических зданий города. Шуша для Азербайджана — место особое. Его называют духовным центром страны, здесь жили известные культурные деятели Азербайджана. В их числе знаменитый поэт и государственный деятель Молла Панах Вагиф. Его мавзолей, построенный в 1980‑е годы по указанию общенационального лидера Гейдара Алиева, был разрушен в ходе военных действий. Однако сегодня он бережно восстановлен благодаря личной инициативе Ильхама Алиева. Открытие обновленного мемориала состоялось при непосредственном участии главы азербайджанского государства.Мавзолей поэта и государственного деятеля Моллы Панаха Вагифа. Его имя известно едва ли не каждому азербайджанцу.
Недалеко от мавзолея расположено еще одно место, без которого невозможно представить Шушу, — Джидыр Дюзю. Это пустое пространство в виде луга, расположенное на окраине города, имеет сакральное значение для всех азербайджанцев. От вида на скалистые Карабахские горы, который открывается на этом месте, захватывает дух. Когда-то здесь проходили скачки. После шли ожесточенные бои. Сегодня сюда приходят в поиске ответов на внутренние вопросы. На этом месте время как будто замирает: звуки не долетают, оставляя все человеческие проблемы где-то вовне. Самая Мамедова рассказывает, что сегодня местные жители имеют возможность прийти сюда, чтобы помедитировать в тишине либо принять участие в городских мероприятиях.
Во время поездки по строящемуся населенному пункту представитель городской администрации особо подчеркивает, что восстановление Шуши идет с учетом исторической значимости города:
— Здесь будет новая школа на 960 учеников, вот там строится больница, отреставрирована мечеть. К концу года ожидаем первых переселенцев. В данный момент государство строит 23 дома на 450 квартир для коренных шушинцев, которые были вынуждены уехать. В результате первого этапа переселения мы ожидаем 1500 жителей, — рассказывает Самая Мамедова.
От видов, которые открываются с Джидыр Дюзю, захватывает дух
Она отмечает, что по плану застройки в Шуше дома могут быть только до 5 этажей и исключительно отменного качества:
— Работы, которые производятся в Карабахском регионе, находятся под контролем нашего Президента. И все — от архитектурных проектов до использованных материалов — на самом высоком уровне.
Лачин. Мечта, которая сбылась
— Я родился здесь и должен был вернуться сюда, жил ради этого дня, — с Рауфом Шахсуваровым мы беседуем, стоя на шумном перекрестке в центре города Лачин. В этом населенном пункте, расположенном в горной местности на границе с Арменией, сегодня также активно ведутся строительные работы. Местный житель рассказывает, что принимал участие в двух азербайджанских войнах, но вернулся в родной город, чтобы отдать долг Лачину как актер и как режиссер:— С моей профессией я могу жить в любой части Азербайджана, но для меня самое лучшее место там, где я родился.
Город Лачин, расположенный на границе с Арменией, обретает второе дыхание.
76‑летний Вагид Лачилэ, видя, как мы беседуем, перекрикивая шум грузовиков, с широкой улыбкой также спешит поделиться своим счастьем. Звучат слова благодарности Президенту Азербайджана и признания о том, как важно касаться ногами родной земли.
Каково это — вернуться в родной город после 30 лет жизни в качестве беженца? Об этом мы беседуем с Октаем Мамедовым, представителем городской администрации Лачина. Он вспоминает, как в 1992 году ему пришлось покинуть дом. Собрал детей, жену, самое необходимое и на машине выехал из города. В Лачине осталось в буквальном смысле все нажитое. А дальше было тяжело. Но Октай Мамедов не сдавался. Глядя на армуду-стакан с чаем, который стоит перед ним на столе, он говорит, что все беженцы из Лачина верили, что тот день, когда они воссоединятся в родном городе, обязательно придет:
— Бывшие жители Лачина сейчас проживают в 42 азербайджанских городах, это 3840 семей. В Лачин уже вернулись 223 семьи — 793 человека.
Азербайджанцы, которые вынуждены были уехать из Лачина 30 лет назад, вернувшись в родные края, не скрывают своих эмоций.
После третьего стакана чая узнаем, что сегодня в город вернутся еще 24 семьи беженцев. Специально по этому поводу местная администрация организовала торжественный ужин с вручением ключей от новых домов, построенных за счет государства, а также театрализованное представление. Во время нашего разговора на городской площади с потрясающим видом на горы Октай Мамедов не отрываясь смотрит на дорогу: вот-вот должна появиться колонна автобусов.
Новых жителей здесь очень ждут. Хотя новыми их и не назовешь: несмотря на 30 лет разлуки они по-прежнему близки. Стороннему наблюдателю сложно было сдержать эмоции, видя, с какой теплотой бывшие соседи встречали друг друга. Выходящие из автобуса переселенцы со слезами на глазах обнимали тех, кто уже успел переехать в Лачин, спешили сфотографироваться друг с другом, обменяться новостями. В город прибыли как непосредственно те, кто был вынужден уехать с началом войны, так и их дети и даже внуки.
77‑летняя Фруза Хасанова как раз из тех, кто помнит город до войны. Она медленно идет от автобуса до шатра, где запланирован городской ужин. Но в каждом ее шаге чувствуется уверенность. Женщина устала после жаркого (+38 в тени) 10‑часового пути по бездорожью, однако спешит поделиться своей радостью с журналистами:— Мы счастливы вернуться домой, на эту землю. Мечтали об этом всю жизнь. Нам очень нужен этот мир.
Лачинский вечер встречи переселенцев идет плавно и размеренно. Под аплодисменты соседей главы семьи выходят к представителям администрации, чтобы получить ключи от своего нового дома. И это был тот момент, когда даже прошедшие и повидавшие многое азербайджанские мужчины еле-еле сдерживали слезы радости. Вместе с ключами каждый житель получил специальную памятку от АНАМы. Разминирование региона продолжается, безопасность — прежде всего.
Зангелан. Умная деревня
Согласно планам азербайджанского правительства, Карабах должен стать зоной зеленой энергетики и передовых технологий. Чтобы увидеть, как это реализуется на практике, мы посетили одну из деревень Зангеланского района. Предполагается, что этот регион станет центром инноваций в области сельского хозяйства. Одно из нововведений — установка оросительных систем на полях и огородах на окраине села. Также там установлены станции для контроля сельхозвредителей. Уникальность поселения в том, что для его жизнеобеспечения будет использоваться солнечная энергия, ветроэнергетика и гидростанции.
Села Агалы-I, II и III Зангеланского района построены по системе smart. И это не то же самое, что, к примеру, умный дом. Как поясняет Зака Гулуев, сотрудник спецпредставительства Президента Азербайджана в Зангелане, Губадлы и Джабраиле, эта концепция подразумевает обеспечение современного качества жизни людей за счет применения инновационных технологий, используя все собственные ресурсы населенного пункта.
Зака Гулуев.
С первого взгляда проект деревни очень напоминает белорусский агрогородок, только с азербайджанским колоритом.В одной из таких умных деревень мы познакомились с Рахилей Алмурадовой. До войны ее работа заключалась в обеспечении телефонной связи:
— Здесь уже построено 200 домов, 86 семей переехали. На каждом доме — солнечные панели. Есть школа, детский сад. Планы — расширять поселок и дальше, — рассказывает Зака Гулуев.
— Это было прекрасное время. Мы жили тут очень счастливо. Но потом началась война.
Рахиля Алмурадова с внучкой Нурай. Портрет брата Рахили, он погиб еще в первую карабахскую войну.
Женщина рассказывает, что тогда ей было 35 лет. Семье пришлось пересечь реку Араз, чтобы попасть в Иран, а оттуда снова перебраться в Азербайджан. Дети были спасены. Однако на войне погиб ее брат, который пошел воевать в качестве добровольца. Его портрет висит в доме на самом видном месте. И даже спустя 30 лет семья Рахили не знает, что именно произошло с их родственником.
Сегодня в новом доме она живет вместе с дочкой и внуками. И хотя деревня smart, Рахиля на своем участке использует старые, добрые методы выращивания овощей и фруктов. Женщина с гордостью показывает нам свой огород. И он действительно заслуживает уважения: аккуратные грядки, на которых чего только не найти — от огромного количества цветов до огурцов и арбузов. В доме, куда нас приглашают на обязательный армуду-стакан чая, десятки банок, бережно закатанных на зиму. На прощание Рахиля вручает пакет с овощами со своего огорода, просит сфотографироваться вместе и прислать ей фотографию. А затем обнимает и повторяет снова:
— Хотим, чтобы был мир и чтобы война больше никогда не повторилась.
На территори Карабаха реализуется проект по возведению умных деревень — аналог белорусского агрогородка с азербайджанским колоритом.
ОФИЦИАЛЬНО
Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Республике Беларусь Ульви Бахшалиев:
— Ожидаем, что Беларусь также внесет свой вклад в восстановление территорий Карабаха. Азербайджану интересен опыт строительства белорусских агрогородков. Он востребован при возведении деревень в Карабахе.
По плану I Государственной программы «Большое возвращение» Азербайджанской Республики в 2022 — 2025 годах будут:
♦ созданы и открыты контрольно-пропускные пункты на государственной границе,♦ построены 34 500 квартир и индивидуальных жилых домов,
♦ утверждены генеральные планы семи городов,
♦ построен газопровод Агдам-Ханкенди и его ветки,
♦ построены 197 учебных заведений и др.
isaenok@sb.by