О законодательных нововведениях «Р» рассказала начальник главного управления корпоративных отношений, владельческого надзора и обращения акций Государственного комитета по имуществу Светлана Дегтеренко.
Под действие Декрета № 4 подпадают предприятия, перерабатывающие сельхозпродукцию. Это мясо- и молокоперерабатывающие предприятия, комбикормовые заводы, переработчики зерна, агрокомбинаты.
Повышая оперативность
— Инициаторами Декрета № 4 выступили Государственный комитет по имуществу и Минский областной исполнительный комитет в рамках работы по расширению полномочий Правительства и других органов государственного управления. Одна из ключевых целей документа — снизить сроки согласования дополнительной эмиссии акций и реализации их инвесторам. По нашим оценкам, если говорить о предприятиях республиканской формы собственности, все документы должны проходить согласование в течение двух-трех месяцев. Раньше этот процесс был значительно более долгим. А время — очень важный фактор для инвестора.Под действие Декрета № 4 подпадают предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию. Это мясо- и молокоперерабатывающие предприятия, комбикормовые заводы, переработчики зерна, агрокомбинаты… Если у компании есть и сельхозпроизводство, и переработка, она тоже подпадает под действие декрета. Государственный комитет по имуществу убежден, что объемы инвестиций через дополнительную эмиссию и их продажу значительно увеличатся. Строго говоря, в законодательстве не было четко прописано, что дополнительная эмиссия акций некоторых предприятий и продажа этих ценных бумаг требовала согласования с Главой государства. Но в нормативно-правовых актах не содержалось и прямого указания на таковые полномочия у Совета Министров и местных органов власти. Поэтому сложилась практика согласования дополнительной эмиссии акций и их продажи с Президентом. Декрет № 4 четко указывает на право Совмина и областных исполкомов решать эти вопросы самостоятельно.
Надо отметить, что и для инвесторов, и для предприятий более привлекательна приватизация через механизм дополнительной эмиссии. В этом случае вырученные средства направляются на развитие предприятия. Если происходит прямой выкуп государственного пакета акций, то средства поступают в бюджет. Естественно, инвестору более выгодно, чтобы его средства шли на развитие, в том числе и его актива. С другой стороны, механизм дополнительной эмиссии акций невыгоден, чтобы значительно снижать долю государства, низводя ее до символической. Хотя законодательство не ограничивает объем дополнительной эмиссии, но делать ее слишком большой экономически нецелесообразно.
Старт на хорошей конъюнктуре
— Принцип, когда дополнительная эмиссия осуществляется при наличии инвестора, полагаю, сохранится. Хотя не исключено, что некоторые хозяйственные субъекты предпочтут стратегию, когда сформирован бизнес-план, перспективы развития, определен необходимый объем инвестиций, под который проводится дополнительная эмиссия и предлагается для инвесторов на открытом рынке. Предполагаю, что многое в этом отношении будет зависеть от руководителей на предприятии, от того, насколько они смогут сформировать инвестиционные проекты и продвигать их на финансовом рынке.Надо отметить, что интерес к нашим перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию предприятиям есть со стороны и состоявшихся белорусских предпринимателей, и зарубежных инвесторов. Сейчас для производителей продуктов питания сложилась хорошая конъюнктура на рынке. Она в том числе должна способствовать привлечению инвесторов и стать драйвером для развития предприятий, повышения эффективности, расширения присутствия на более премиальных рынках сбыта.
Надо ориентировать руководителей не только на увеличение объемов производства и другие финансово-экономические показатели, но и на повышение стоимости предприятия. Приватизация — тонкий процесс, и здесь не всегда должна стоять цель получить сиюминутную выгоду. Возможно, за счет дополнительной эмиссии будет снижена доля государства в том или ином акционерном обществе, но за счет привлечения инвестора, успешной реализации проектов стоимость компании и государственного пакета акций может существенно вырасти. Хотя, несомненно, каждый случай необходимо рассматривать индивидуально. Для этого на предприятиях, в отраслевых министерствах и других органах государственного управления должны быть специалисты, которые могли бы разработать и просчитать стратегию развития предприятия. В Государственном комитете по имуществу и территориальных комитетах по имуществу в облисполкомах есть специалисты, способные дать консультацию и обеспечить все процедурные моменты по дополнительной эмиссии и оформлению сделки купли-продажи.
Конечно, первые проекты будут самыми сложными, так как необходимо наработать практику. Главное, чтобы все происходило в четком соответствии с законодательством и прозрачно. Несомненно, поскольку речь идет о приватизации, продажа акций будет согласовываться и проверяться контролирующими органами. И очень важно выработать практику применения нового законодательства, общую позицию по ключевым вопросам.
volchkov@sb.by